Первый после поражения на парламентских выборах митинг грузинской оппозиции 28 октября можно считать «пробой сил» перед началом нового витка политического противостояния.

Своеобразным символом протеста на этот раз выступает президент Грузии Саломе Зурабишвили, которой предстоит сразиться за президентское кресло через несколько месяцев.

Выступая на митинге она поклялась присутствующим, что будет с ними «до конца этой европейской дороги и пока мы не достигнем дверей Европы». А также обвинила Россию во вмешательстве в ход голосования. Фактически тем самым президент Грузии подтвердила наличие у нее амбиций повторно переизбраться, пусть и номинальным, но все же главой государства, теперь уже со статусом лидера оппозиции.

Еще 11 июня, во время встречи с молодежью Саломе Зурабишвили впервые заявила, что не против во второй раз стать главой государства.

Тогда она отметила, что сообща с оппозиционными силами, хочет довести до логического конца идею подписания «Грузинской хартии» с целью создания переходного правительства. По замыслу именно это правительство должно выполнить рекомендации Брюсселя для начала диалога о вхождении Грузии в ЕС.

Другой оппозиционный деятель, один из лидеров оппозиционной партии «Единое национальное движение» Георгий Вашадзе фактически подтвердил наличие подобных планов. Он заявил, что оппозиция будет добиваться новых выборов, которые должна провести «международная избирательная администрация». По его словам, противники власти не намерены вести с ГМ никакие переговоры.

Таким образом, оппозиция в целом не только определила для себя основной алгоритм действий на предстоящий период, но и оповестила его в публичном пространстве.

Внезапное прекращение протестных действий можно объяснить тем, что основные цели митинга были достигнуты. Впрочем, это не означает, что сами протесты прекратились. Судя по всему в настоящее время идет подготовка к следующему этапу противостояния.

Тем более, что в сложившихся условиях у оппозиции уже есть свой лидер, который, одновременно, является координатором работы с западными центрами принятия решений.

После окончания голосования в течение двух дней противники власти уже обсуждали дальнейший план действий. 27 октября они совещались во дворце президента Саломе Зурабишвили. По всей видимости они выработали и согласованную программу действий.

А тем временем, давление на грузинские власти со стороны ключевых европейских политиков не ослабевает. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала провести тщательное расследование результатов субботних парламентских выборов в Грузии после того, как оппозиция и европейские наблюдатели сообщили о нарушениях в ходе голосования, а президент страны заявила о вмешательстве России.

По словам еще оного ключевого политика Евросоюза главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, международные наблюдатели фиксировали нарушения на парламентских выборах в Грузии и не признали их «свободными и справедливыми».

Официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер заявил, что США присоединяются к призывам полного расследования нарушений, выявленных на выборах в Грузии. Он отметил, что США консультируются со своими европейскими партнерами о том, какой орган будет подходящим для проведения такого расследования.

На фоне этого давления власти стремятся закрепить свой успех в том числе на международной арене. Так, результаты выборов в Грузии признали Турция, Китай, Азербайджан, ряд других важных для Тбилиси государств.

А визит в грузинскую столицу действующего председателя Евросоюза, венгерского премьера Виктора Орбана, его заявления в поддержку «Грузинской мечты» и вовсе были призваны показать, что обвинения в адрес грузинских властей являются политически ангажированными.

Орбан в откровенной форме обвинил европейские власти в попытках вмешательства во внутренние дела Грузии.

На что тот же Боррель заявил, что во время своего визита в Грузию премьер-министр Венгрии не представляет Европейский Союз. Хотя Венгрия председательствует в ЕС, по его словам, Орбан не обладает компетенцией в области внешней политики.

Так или иначе визит премьер-министра Венгрии в Грузию был явно актом поддержки правящей партии и резко диссонировал с позицией руководства Евросоюза. Более того, примерно в те же дни в записи в социальной сети «Х» Орбан обвинил главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен в том, что она вынашивает планы по свержению действующего венгерского правительства.

По словам Орбана, в Брюсселе «существует открытый заговор против Венгрии», во главе которого стоят председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и руководитель крупнейшей фракции в Европарламенте, лидер Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вебер. Их цель — смена венгерского правительства с формированием нового, на все согласного — «такого же, как нынешнее правительство в Польше».

«Мы не позволим этому случиться!» — написал Орбан.

Правительство «Грузинской мечты» этот мессидж скорее всего услышало. Еще до выборов представители правящей партии утверждали, что располагают сведениями о возможном готовящемся плане по смене правительства насильственными действиями после выборов.

Вслед за призывами руководства ЕС и США провести расследование нарушений во время выборов, премьер-министр Кобахидзе подчеркнул возможность проведения внутреннего расследования, но не отреагировал на призывы к международному участию в нем.

Причем, решено было привлечь к процессу президента Саломе Зурабишвили, по крайней мере в качестве свидетеля. Поскольку грузинский президент ранее выступала с заявлениями о том, что располагает фактами массовых правонарушений. После того, как прокуратура вызвала ее на допрос в рамках расследования предполагаемых фальсификаций, президент провела пресс-конференцию и заявила: «я бы посоветовала прокуратуре заняться своим делом и прекратить сведение политических счетов с президентом».

Вне зависимости от того, как будут развиваться события далее, многие наблюдатели сходятся на том, что предстоящий период будет характеризоваться растущей напряженностью.

Рейтинговое агентство Fitch заявило о рисках для финансовой стабильности Грузии на фоне политической напряженности по итогам парламентских выборов.

«Политическая неопределенность сохранится в обозримом будущем, усиливая потенциал ухудшения институциональной силы и независимости с течением времени», - считают в компании.

Ранее МВФ также констатировал рост рисков для экономики Грузии из-за политической неопределенности.