На днях Совет безопасности Беларуси поручил министерству обороны разработать новую военную доктрину "в связи с изменением военно-стратегической обстановки". Данное решение принято в связи с "эскалацией глобальной геополитической напряженности", в связи с чем необходимы "мероприятия в рамках стратегического сдерживания, направленные на защиту независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя от внешних и внутренних угроз", указывается в постановлении Совбеза, опубликованном в среду, 8 марта, на официальном правовом интернет-портале.
В постановлении предписывается привлечь к разработке концепции представителей научного и экспертного сообщества, провести ее общественное обсуждение на дискуссионных площадках, а также обеспечить широкое освещение в СМИ ее основных положений. После этого предполагается вынести новую военную концепцию на утверждение Всебелорусского народного собрания.
Действующая в настоящее время военная доктрина Беларуси была утверждена в июле 2016 года. Совет безопасности Беларуси также поручил Минобороны в месячный срок доработать законопроект о формировании новой добровольной территориальной обороны. В феврале президент Беларуси Александр Лукашенко приказал сформировать ополчение численностью от 100 000 до 150 000 добровольцев. Беларусь, будучи не причастная напрямую к вторжению России в Украину, все же позволила Москве использовать территорию его страны для начала войны и ввода российских войск в Украину. Между тем, эксперты не верят, что Беларусь полноценно будет участвовать во вторжении на территорию Украины.
Такие мнения высказываются в основном из-за антивоенных настроений, царящих в обществе и в элитах страны. Минск опасается, что полномаштабное участие в войне, может привести к дестабилизации ситуации внутри страны.
Риторика Александра Лукашенко за время военного конфликта менялась. В сентябре 2022 года белорусский лидер заявил, что белорусская и российская армии действуют как одно целое, а в октябре и вовсе объявил о создании совместной с Россией группировки войск. С октября в Беларусь регулярно прибывают эшелоны с российскими солдатами и техникой.
Украинские официальные лица неоднократно заявляли о готовящемся нападении с территории Беларуси, а один из лидеров белорусской оппозиции Павел Латушко сообщил о том, что в Беларуси готовится мобилизация.
Начиная с 8 января в Беларусь прибыли как минимум 12 российских военных вертолётов, 8 истребителей и 4 грузовых судна. Официальная причина переброски техники – учения. В заявлении Минобороны Беларуси сказано, что во время учений будут задействованы все аэродромы, а также полигоны военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны страны. По данным британской разведки, переброска российской авиации в Беларусь, однако, не означает подготовку к новому наступлению на Украину с севера.
Многие эксперты считают, что белорусская армия к наступательным действиям не готова. Наиболее вероятный краткосрочный сценарий предполагает, что Минск продолжит оказывать разностороннюю поддержку российской армии, не отправляя свои войска в Украину напрямую.
Как отметил в беседе с центром STEM белорусский эксперт Вадим Можейко, Беларусь на данном этапе не станет активно вовлекаться в войну.
«Сейчас в аналитических кругах бытует мнение, что Лукашенко якобы героически сопротивляется давлению Кремля, и только благодаря его сопротивлению белорусские войска не вошли в Украину. Об этом даже писал американский Институт изучения войны (ISW). ISW регулярно повторяет нарратив белорусской пропаганды о том, что Лукашенко противодействует Кремлю.
На самом деле нет никаких доказательств ни давления Кремля, ни сопротивления Лукашенко, зато есть множество примеров того, что с начала войны Лукашенко прямо помогает Путину всем, что ему нужно для войны- это белорусская территория, дороги и аэродромы, больницы и инструкторы и тд.
По его словам, на неучастие белорусской армии в войне влияет много факторов, помимо желаний Лукашенко: есть вопросы касательно технической готовности белорусской армии. В часности, исходя из антивоенных настроений белорусов, каков моральный дух солдат? Что будет после разгрома белорусской армии, сколько войск России придется отвлечь от войны для охраны своей западной границы? "Но вместо раздумий над этими вопросами проще, конечно, сказать, что всё дело в том, что Лукашенко якобы сопротивляется якобы давлению Кремля", - заметил эксперт.
По его словам, Кремль комфортно чувствует себя на белорусском фронте и получает все необходимое от Минска.
«Заявления Лукашенко на последней встрече с Путиным были как раз о том, что он готов обеспечить России поддержку белорусскими производственными мощностями и по самолетам, и по грузовикам, и по электронным компонентам. То есть, ни о каком сопротивлении кремлевскому давлению опять же речи нет, напротив - Лукашенко всё предоставляет для военной поддержки России. Кремлю не нужно реквизировать белорусские заводы, чтобы производить на них военную продукцию или ее компоненты для нужд российской армии. Лукашенко прямо говорит, что окажет Путину и такую поддержку. Без всякого сопротивления давлению, да ещё и рад будет заработать на военных заказах», - отметил он.
Лукашенко неоднократно подчеркивал, что РБ проводит миролюбивую политику, и единственной ситуацией, в которой она готова применить свои вооруженные силы, будет оборона территории страны. В том же духе .высказывались и его подчиненные, в том числе пророссийские сторонники жесткой внутренней политики, такие как командующий внутренними войсками, заместитель министра внутренних дел генерал Николай Карпянков.
По мнению экспертов, нейтралитет в беларусском понимании является важнешей части внешней политики страны, и за последние 30 лет правления власти страны пытались соотвествовть в международной оношениях этой доктрине, вместе с тем участвуя в военных союзах с Россией.
Помимо прочего вовлечение Минска в военные действия могут привести к расколу внутри элиты, что может подорвать авторитет Лукашенко. Отсутствие также каких либо территориальных притязаний к соседям, отбивает у Минска охоту принимать непосредственное участие в войне.
Хотя измененная конституция РБ (принятая на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г.) исключила положения о политике нейтралитета и сохранении ее статуса государства, свободного от ядерного оружия, она прямо исключила возможность запуска вооруженной агрессии против какой-либо страны. Таким образом, Лукашенко подает сигнал о том, что полномасштабное военное вмешательство Беларуси не будет оправдано. Сдержанная реакция Минска на инцидент, когда 29 декабря 2022 года ракета С-300, выпущенная с территории Украины, приземлилась на территории Беларуси, является еще одним подтверждением нежелания Лукашенко участвовать в любом таком сценарии. В ответ на этот инцидент Минск ограничился обвинением Киева в «попытке спровоцировать региональный конфликт» , но решил не предпринимать никаких ответных мер. Сам Лукашенко никак не прокомментировал инцидент. Вместо этого во время встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Минске 19 января 2023 года он заявил, что, хотя Беларусь позволяет российским войскам действовать со своей территории, решение Киева избегать провокаций, направленных против Беларуси, его приятно удивляют.
Пацифистские взгляды подавляющего большинства белорусского общества являются важным фактором, мешающим Минску ввести свои войска в Украину. Все независимые опросы общественного мнения, проведенные с начала российского вторжения в Украину, показали, что доля сторонников непосредственного участия белорусской армии в боевых действиях не превышает 10%.
В проведенном социологическом опросе британским Chatham House, показало, что вступление в войну на стороне российских войск выступают только 3% населения Беларуси.
Самый частый ответ на вопрос о том, что следует Беларуси сделать сейчас в контексте войны, - "объявить о полном нейтралитете страны, вывести все иностранные войска и не высказываться в пользу ни одной из сторон конфликта", так отвечают 28% респондентов.
За то, чтобы поддержать Россию и при этом не вступать в конфликт, высказываются 23% белорусов, а идею вступить в конфликт на российской стороне поддерживают 3%.
С самого начала российского вторжения в Украину Кремль рассматривал территорию Беларуси как район, имеющий стратегическое значение с точки зрения боевых действий. В политическом аспекте давление на Минск призвано гарантировать лояльность Лукашенко в поддержке российской военной операции.
Между тем, в октябре 2022 г., была расширена региональная группировка войск Российской Федерации и Республики Беларусь. Согласно открытым источникам, основной компонент группы состоит из белорусской армии и российского контингента, численность которого, по разным оценкам, составляет от 9 до 12 тысяч человек. Белорусская пропаганда преподносит внутреннюю военную активность как превентивную меру, направленную на предотвращение провокаций со стороны стран НАТО и Украины.
Ситуация на границе с Беларусью не указывает на угрозу наземных действий противника против Украины. Количество белорусских военных вдоль рубежей остается неизменным, заявил в январе командующий Объединенными Силами ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев.
"По состоянию на сегодняшний день, обстановка на территории Беларуси не носит непосредственной угрозы каких-либо сухопутных действий против Украины . Мы постоянно находимся в коммуникации с иностранными партнерами, в частности, США и Польшей. Также постоянно работает наша разведка. По состоянию на сейчас, подразделения Вооруженных сил Республики Беларусь, которые развернуты вдоль государственной породы, ни в количественном, ни в качественном отношении не изменились ”, - рассказал Наев.
По мнению другого белорусского эксперта Игоря Тышкевича, после 2022 года РФ существенно нарастила свое влияние на Беларусь в сфере безопасности.
«Де-факто Беларусь стала соучастником агрессии против Украины. С юридической точки зрения это нарушение новых норм белорусской конституции, который был принят Лукашенко. Но есть несколько моментов, которые с Россией нужно согласовать. Первое: В Беларуси предвыборный год начинает оживляться политический строй. Будут, очевидно созданы новые партии и речь идет не только о партий вокруг Беларуси. Лукашенко нужна условно либеральная партия, объединившая часть среднего класса, которая играет на российском поле. Для России важно, чтобы в этом процессе существовала пророссийская партия, которая имеет прямого куратора из Кремля. С точки зрения влияния на Беларусь, это был минус для Кремля, что они не имели собственной политической силы. В РФ считают важным иметь собственный политический проект, то есть выход на белорусские элиты через внутреннюю политику», - рассказал аналитик.
По его словам, экономически РФ максимально привязала к себе Беларусь. «Более 60 процентов внешнего товарооборота РБ составляет с РФ. Это катастрофа. РБ будет играть роль контрабандной калитки и искать альтернативные пути для Кремля. РФ в ближайшие недели как бы то ни было попытается атаковать с крупными силами Украину. И здесь связь с Белоруссией будет строится частичным снабжением, производством определенных товаров, экспортом электроники, оптики, подготовкой военнослужащих. При этом Кремль будет стараться создать определенные точки напряжения на границе РБ и Украины, чтобы Киев держал военные резервы на границе. Цель максимум Москвы - это втягивание Беларусь в глубокую войну. То есть, завязать Беларусь к себе так, чтобы официальному Минску не было куда убежать. И здесь выходить на первый план внешнеполитический антураж. Лукашенко панически боится последствий такого хода событий», - сказал Тышкевич.
По его словам, здесь встает вопрос о настроениях белорусской общественности. «Белорусская и российская пропаганда не смогли "проломить" в общество военную повестку, потому что у нас среди прочего, существует сегментация общества и Лукашенко сам разрушил информационную политику между различными группами. Как бы не была мощная пропаганда, она может работать максимум на 40 процентов населения, но что будет с остальными 60 процентами? И Лукашенко осознает эти риски. Согласно опросам 70-80 процентов белорусов против участия граждан страны в войне против Украины», - сказал он.
При этом, по мнению эксперта Москва максимально попытается использовать Минск для признания своих территориальных приобретений. "Вспомним визит в Абхазию Лукашенко с опущенным взглядом говорил о дружбе с абхазским народом. Тогда ему удалось ускользнуть и вернуться в Беларусь не признав независимость Абхазии. Для РФ это пункт номер один. Для Кремля важно, чтобы РБ и страны ОДКБ пошли путем признания новых территориальных приобретений, начиная от Крыма, заканчивая, тем что РФ объявила своей сегодня», - сказал Тышкевич.
По его мнению, Москва будет продолжать давить по вопросу признания сепаратистских территорий. «Это критично важно для Путина в деле привязки Лукашенко. «Абхазкий» сценарий приведет конфликту с Грузией, дальше это ухудшит отношения с Азербайджаном и Турцией. А сам Лукашенко становиться сродни прокаженного для партнеров из стран ОДКБ, СНГ и ЕАЭС. Ему в таком случае, останется единственный путь – глубже строить отношения с Россией. После этого настанет вторый этап – признать те или иные территории российскими. И здесь мы вспоминаем слова Лукашенко о том, что странам ОДКБ придется определяться", - рассказал эксперт.