Выборы в местные органы власти Грузии 2 октября во многом определили политическую турбулентность в жизни страны, даже несмотря на то, что международные наблюдатели дали им высокую оценку, назвав прозрачными, а саму атмосферу выборов мирными.  

Избирались 64 мэра и 2 тысячи 68 членов шестидесяти четырех сакребуло – городских и муниципальных собраний, как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе.

Вместе с тем, правящая партия «Грузинская мечта», впервые с 2012 года, ощутила свою уязвимость на политической авансцене страны, несмотря на победу по итогам выборов.  

Беспрецедентно высокой, по сравнению со всеми прошлыми выборами (местными, парламентскими, президентскими), была и явка избирателей – 51% от общего числа избирателей (3 513 884 человека).

После подсчета голосов со всех участков победу на местных выборах одержала правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ), учрежденная миллиардером Бидзиной Иванишвили  — у нее 46,6%, за нее проголосовали 822 669 избирателей;

Экс-правящая и главная оппозиционная партия "Единое национальное движение" (далее – ЕНД, учредитель и лидер – Михаил Саакашвили) взяла 30,7%, за нее отдали голос 541 069 избирателей;

Оппозиционная партия "Гахария – для Грузии" (учредитель и лидер бывший премьер – Георгий Гахария) взяла 7,8%, ей дали голос 137 414 избирателей.

Остальные 6 партий, преодолевшие барьер в 1%, взяли в общей сложности приблизительно 9,2% голосов.

Однако, победив на выборах, правящая партия уступила на выборах меров почти во всех крупных городах. Для победы кандидат в мэры должен был получить более 50% голосов. При этом ни один из кандидтов не смог преодолеть этот барьер что привело ко второму туру выборов которые пройдут 30 октября, в частности в Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Поти и Батуми. В столице же, к примеру, голоса между двумя лидирующими кандидатами после подсчета более 96% бюллетеней разделились так: кандидат от «Мечты» Каха Каладзе набрал 44,96%, а председатель «Единого национального движения» Ника Мелия – 33,94%.

Сразу после объявления первых результатов, оппозиция расценила проведение второго тура как свою главную победу. Теперь же в 20 городах страны пройдут вторые туры выборов.  

Здесь надо отметить, что выборы прошли в разгар очень серьезного внутриполитического кризиса и нарастающего конфликта в отношениях Тбилиси с ЕС и США. После парламентских выборов осенью 2020 года, которые, по мнению оппозиции, были проведены несправедливо, Брюссель присоединился к процессу посредничества между основными политическими силами. Тогда оппозиция объявила бойкот работе законодательного органа, и в стране возник политический кризис. Для его разрешения власти и оппозиция 19 апреля заключили соглашение. Документ был представлен президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и предполагал, что если правящая партия наберет меньше 43% на выборах этой осенью в местные органы власти, то в 2022 году будут назначены досрочные парламентские выборы. Соглашение также предполагало проведение реформ в избирательной и судебной сферах. 28 июля стало известно, что "Грузинская мечта" вышла из соглашения. При чем было ясно,  что "Грузинская мечта" не вернется к соглашению с оппозицией, поскольку это грозит ей потерей власти в результате выборов, уж больно вырос рейтинг у оппозиции за последние годы.

Как отметил в беседе с центром STEM политолог Ника Читадзе, частично результат выборов был ожидаем, это показал и целый ряд соцопросов до выборов, организованных как правящей партией, так и оппозиционными силами.

«Неожиданностью стало то, что "Грузинская мечта" не смогла преодолеть 50-процентный барьер, тем самым проиграв выборы в некоторых больших городах.  Набранные по всей Грузии 48 процентов правящей партией, говорит о том, что очень много избирателей голосовали за оппозиционные партии, а рейтинги ГМ уже не такие высокие как раньше. Тем временем, очень интересно будеть наблюдать за голосованием во втором туре.   Несомненно здесь развернется ожесточенная борьба между правящей партией и партией ЕНД", - рассказал Ника Читадзе. 

По мнению эксперта, власти до конца не могли представить, что в крупных городах они не смогут одержать победу в первом туре.   

 Читадзе отметил, что власти имели существенное финансовое преимущество перед выборами: при 10-кратном размере пожертвований, она не смогла добиться крупного успеха. "Грузинская мечта" получила 7 миллионов лари (2,3 миллиона долларов) в качестве пожертвований, а "Единое национальное движение - всего 500 тысяч лари (165 тысяч долларов). Несмотря на это, она не смогла пройти 50-процентный барьер», - отметил он.   

Теперь в борьбе за власть между «мечтателями» и «националами» многое будет зависить от того как будут голосовать сторонники более мелких партий во втором туре 30 октября. "И если они отдадут голоса за ЕНД, то оппозиция имеет щанс победить в больших городах», - отметил Читадзе.

По мнению другого грузинского аналитика Вахтанга Маисая, нынешняя ситуация, формировавшаяся по итогам первого тура выборов предопределит политическое будущее Грузии.  

«Выборы не принесли стабильности, как это ожидалось. Думаю, впервые правящая партия получила большой удар, так как она фактически проиграла выборы в больших городах. Это будет иметь значительное влияние на общую политическую ситуацию в Грузии», - рассказал эксперт.   

 

Между тем, эксперты констатируют, что на результат выборов в определенной степени повлиял фактор экс-президента страны Михаила Саакашвили. 

Бывший президент Грузии вернулся на родину 1 октября, за день до муниципальных выборов в городах страны. В тот же день он был задержан и помещен в тюрьму в Рустави, где объявил голодовку. 4 октября у здания тюрьмы в Рустави прошел митинг сторонников Михаила Саакашвили. Сам Саакашвили пообещал продолжать голодовку до освобождения.

Саакашвили был арестован, поскольку заочно осужден в совокупности на 6 лет по делу о превышении полномочий при помиловании осужденных за убийство бизнесмена Сандро Гиргвлиани и и по делу об избиении в 2005 году депутата парламента Валерия Гелашвили.

Ему также будет предъявлено обвинение в незаконном пересечении государственной границы.

По последним данным, Саакашвили содержится в спецтюрьме для бывших высокопоставленных чиновников и силовиков, эта тюрьма входит в категорию тюрем "повышенного риска".

Заключение Саакашвили в тюрьму еще больше может ухудшить политическое положение в стране. Власти рискуют испортить отношения союзнической Украиной, гражданство которой Саакашили в настоящее время имеет и где он периодически живет с 2013 года. Тем не менее, скрытность и скорость действий Саакашвили вызвали серьезные вопросы относительно эффективности силовых структур и усугубили давление на нынешнее правительство. Это также может придать импульс для оппозиции перед вторым голосованием. 

Для правительства приезд Саакашвили создает также имиджевую проблему. Согласно информации, он тайно прибыл в страну на грузовике, который прибыл на пароме из Украины, что доказывает утечку через границы с Грузией и ставит пограничные службы в плохом свете. 

Масло в огонь подлило и заявление Гарибашили о категорическом отказе по экстрадиции обратно в Украину экс-президента Грузии.

Грузинские власти исключают передачу экс-президента Грузии Михаила Саакашвили на Украину, заявил журналистам премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

«Я на 100% подтверждаю, что его никто никуда не передаст. Во-первых, этого никто и не требует. Минимум через шесть лет он сможет поехать в любую страну», - сказал Гарибашвили, отвечая на вопрос, собираются ли власти передавать Саакашвили Украине.

Экс-президенту придется просидеть в тюрьме все шесть лет, на которые он был осужден, подчеркнул глава грузинского правительства. «Чем раньше осознает заключенный Саакашвили эту реальность, тем лучше для него и его команды», - добавил Гарибашвили.

Между тем, сам Саакашили и его сторонники надеются на освобождение из тюрьмы после второго тура выборов.

"Конечно, я хотел бы выйти на свободу до второго тура выборов (30 октября), чтобы вместе с вами защитить неизбежную победу, но для этого мне нужно, чтобы послезавтра нас было много, а затем были упорядоченные действия. Только самоотверженной, активной гражданской позицией мы освободим нашу страну и достигнем конкретных результатов, в том числе и в отношении меня", - написал в письме Саакашвили.

Приезд Саакашвили может означать долгоиграющую комбинацию, расчитанную на судьбоносные парламентские выборы 2024 года. Поскольку президент Грузии Саломе Зурабишвили уже заявила, что не будет предлагать Саакашвили помилование, из чего следует предположить, что он проведет как минимум три года в тюрьме - следующие парламентские выборы назначены на осень 2024 года.

 

Независимо от внутриполитических условий, западные партнеры Грузии, безусловно, будут внимательно следить за «делом Саакишвили», и любые проявления нарушений в судебных процессах могут еще больше охладить отношения Грузии с Западом в целом.

Между тем, 14 октября партия Саакашили организовала масштабную акцию Грузии с требованием его освобождения и назначения досрочных парламентских выборов. 
Большое число людей на митинге стало серьезной заявкой сторонников Саакашвили и очевидно, что власти вынуждены будут реагировать на такие массовые проявления общественного мнения.

Бывший президент вызывает крайне негативные эмоции у части электората, но у других он по-прежнему олицетворяет успехи Грузии, и его возвращение в страну могло побудить их проголосовать за ЕНД на последних выборах. Большим достижением партии является то, что ее кандидаты в мэры победили в первом туре в четырех крупных городах (Батуми, Кутаиси, Рустави и Зугдиди) и вышли во второй тур в Поти и Тбилиси. Кроме того, оппозиция получила большинство в городских советах Батуми и Зугдиди. 

По мнению Ники Читадзе возвратившись в Грузию, Саакашвили старался показать, что он находиться рядом с народом.  «Он занимал высокой пост в Украине и президент Владимир Зеленский очень надеялся на него. Однако, многое теперь зависит от того, что примет суд по правам человека Совета Европы. Все дела против Саакашвили будут рассмотрены там и есть надежда, что европейский суд примет благоразумное решение по Саакашвили», - расказал Читадзе.

В свою очередь, политолог Вахтанг Маисая считает, что фактор Саакашвили также оставит след на итогах грузинских выборов.

«Пока непонятно, он сам сдался или это часть его комбинации, но то, что он оказался в тюрьме абсолютно справедливо.  Однако, арест его не принесет ничего хорошего для правящей партии и еще больше усилит поляризацию в обществе», - уверен грузинский эксперт.  

 

Насколько повлияло на итоги выборов возвращение Саакашвили?

 

Между тем, процессы как накануне так и после выборов показывают, что возвращение Саакашвили на родину повлияло на результаты выборов, консолидировав силы и ресурсы, как правящей партии, так и оппозиции. 

Это демонстрирует и статистика по явкам на этих выборах, которая несомненно, была относительно высокой чем в предыдущих годах.

Например, если в 2017 году на избирательных участках на местных выборах присутствовало только 46 процентов населения Грузии, то при голосовании 2 октября этот показатель составил 51 процент.

Между тем, вырос и рейтинг ЕНД. Доля голосов партии выросла с 28 процентов на прошлогодних парламентских выборах до 30,7 процента, и она хорошо показала себя при голосовании мэров Тбилиси и других крупных городах, таких как Кутаиси, Рустави, Батуми и Поти, что вынудило провести повторное голосование в 30 октября. 
По сравнению с парламентскими выборами 2020 года, ГМ потеряла около 100 тысяч голосов, в то время как ЕНД набрала около 18 тысяч голосов  и почти удвоила число своих сторонников с 2017 года.

Несомненно, возвращение Саакашвили воодушевило оппозиционных избирателей. В течение многих лет ключевым аргументом правительства было то, что Саакашвили блефует со своим возвращением и что, если все таки он вернется, то вызовет общественные беспорядки. Однако бывший президент ничего не стал предпринимать, кроме как поощрял людей голосовать.

Присутствие Саакашвили в Грузии также пугает сторонников правящей партии и неприсоединившихся к выборам избирателей, которые опасаются возвращения ЕНД. Годы власти ЕНД, с 2004 по 2012 год, действительно ознаменовали значительный прогресс в государственном строительстве, но его достижения были омрачены обширным произвольным злоупотреблением полномочиями органов безопасности, что в конечном итоге настроило широкие слои населения против правительства.

Между тем, не самый лучший результат выборов в больших городах, может обернутся головной болью для премьера и правящей власти.  Так, телеканал «Пирвели» со ссылкой на свои источники сообщил, что нынешний премьер Грузии Ираклий Гарибашвили уйдет в отставку сразу после завершения второго тура муниципальных выборов (30 октября).

В «Пирвели» утверждают, что в «Грузинской мечте» недовольны итогами первого тура выборов, состоявшегося 2 октября, якобы премьер ответсвенен за то, что в 20 городах кандидаты в мэры от партии власти не смогли набрать 50% голосов, необходимых для победы. 

Телеканал утверждает, что  ответственность за «неудачные выборы» в правящей партии возложили на Гарибашвили, который руководил предвыборной кампанией партии. На пост премьера Грузии "Мечта" планирует назначить Ираклия Карселадзе – 44-летнего министра регионального развития и инфраструктуры.

 

Вместе с тем, фактор Саакашвили хоть и играет большую роль в политической картине Грузии, однако его влияние не столь велика как в былые времена, когда страна под руководством Миши пережила "революцию роз". Со времени отъезда Саакашвили из Грузии в стране много чего изменилось. Возможно Саакашвили тоже недооценивает, насколько Грузия продвинулась вперед с тех пор, как он покинул страну. Очевидно, что страна добилась определенных успехов в политической культуре. Однако, перманентный кризис, охвативший грузинскую политическую систему не повзоляет в полной мере увидеть перспективы далекидущего развития политической культуры. Многочисленние новоиспеченные партии, а также постоянная смена поколений на внутриполитической арене ломают укоренившийся статус-кво, свойственный почти всем политическим системам пост-советских стран. Постепенно старые партии теряют популярность, в то время как новые получают поддержку в диапазоне 5-10%. Распространение политической власти между несколькими партиями, таким образом, является радикальным отходом от традиционной грузинской политики, в которой доминирует одна партия.

Очевидно, что выборы 2021 г. положили начало новому этапу гражданского противостояния, когда жаждущие реванша "националы" начнут расправу с "мечтателями", что ввергнет страну в очередной политический кризис.