Экстренный саммит Европейского политического сообщества, стартовавший в Будапеште 7 ноября и собравший глав более 40 государств и правительств преследовал две основные цели: обсуждение стратегии действий на период правления Дональда Трампа, и перспективы помощи Украине.

          На фоне предвыборных обещаний 47-го американского президента остановить войну в Украине и вынудить европейцев тратить больше средств на свою оборону и безопасность, коллективная Европа ставится перед фактом возможного сокращения помощи со стороны Вашингтона, а украинское руководство рискует потерять всякие надежды на возможность воплощения «плана победы», предложенного президентом Зеленским.

          Как известно, самым крупным донором Украины после США является Германия, которая сама столкнулась с небывалым за последние десятилетия экономическим и серьезнейшим политическим кризисом. В сложившихся условиях Берлин рискует утратить статус экономического и политического «локомотива» ЕС, а никто другой, даже Париж, на этот статус претендовать не может. Последний также оказался весьма ослаблен внутриполитическими неурядицами последнего времени и чуть было не оказался перед лицом самого масштабного за последнее десятилетие политического кризиса.

Известный американский политолог, философ и создатель концепции «конца истории» Фрэнсис Фукуяма, в колонке для Financial Times предположил, что от победы Дональда Трампа больше всех проиграла Украина. «Ее военное противостояние с Россией ослабело еще до выборов [в США]. А теперь Трамп может заставить ее согласиться на условия России, отказавшись поставлять оружие», — написал он. Не менее радужны и его прогнозы для НАТО. По мнению американского эксперта новый хозяин Белого дома вряд ли настроен ввязываться в украинский конфликт в любой форме и ставит под сомнение «условия о гарантии взаимной обороны по статье 5».

Если вспомнить, то отношения Трампа со многими его европейскими коллегами были непростыми большую часть его первого срока. А нынешний глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен была настолько активным критиком американского лидера, что даже не скрывала своей радости по поводу поражения Трампа на выборах 2020года. С тех пор он заявлял, что не будет защищать европейских союзников, если они не выполнят целевые показатели НАТО по расходам на оборону, выражал скептицизм относительно масштабов поддержки США Украины и предлагал ввести пошлины на импорт, которые навредят европейским производителям.

Неслучайно, главы европейских государств оказались на редкость сговорчивы, когда встали перед выбором как действовать на предстоящий период.

«Было достигнуто согласие, что Европа должна взять на себя больше ответственности за свой мир и безопасность. Если говорить прямо, мы не можем ждать, пока американцы защитят нас», — заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан после того, как более 40 европейских лидеров встретились в Будапеште на саммите Европейского политического сообщества.

Кстати до победы Трампа руководители Евросоюза неоднократно публично заявляли что не будут проводить саммитов в Будапеште, пока у руководства Венгрией будет находится Виктор Орбан. Результаты выборов в США, похоже, откорректировали и этот подход.

Дело в том что Орбан стал первым лидером Евросоюза, который встречался с Трампом в период предвыборной кампании. Более того, в то время когда последний был в глубокой опале и находился под следствием. Трамп такой жест вряд ли забудет.

Накануне саммита  посол США в Венгрии Дэвид Прессман напомнил, что венгерское правительство открыто поддержало Дональда Трампа, кандидата в президенты от Республиканской партии.

По мнению Прессмана «премьер-министр Орбан отнесся к этим выборам как к карточной игре в казино. Он сделал очень крупную ставку. Независимо от того, считает ли он, что выиграл или проиграл, он играл не на деньги, а на американо-венгерские отношения, которые он оценивал по меркам своей игры».

Так или иначе, если Орбан и сыграл, то, образно выражаясь, выиграл бинго. И Евросоюзе это сразу заметили. Венгерский премьер по сути сегодня единственный европейский политик которого можно называть «другом Трампа». До этого, его больше называли «другом Путина» из-за его хороших отношений с российским лидером.

Орбан — один из немногих близких союзников Трампа среди европейских лидеров, который приветствовал его переизбрание.

Другие лидеры более сдержанно отнеслись к этому событию. В частности, президент Франции Эммануэль Макрон, который давно подталкивает Европу к наращиванию сотрудничества в сфере обороны, заявил: «Мы не можем вечно делегировать нашу безопасность американцам. Мы должны уметь защищать себя». Добавив, что Европа не должна стать слабым «травоядным», окруженным «хищниками».

В то время, как венгерский лидер заявляет о том, что Европа должна пересмотреть поддержку Киеву, многие европейские лидеры по прежнему хотят чтобы она продолжалась.

          Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен была среди многих, кто подчеркивал важность того, чтобы Европа и США продолжали поддерживать Украину против России.

          «В наших интересах, чтобы автократы этого мира получили очень четкое сообщение о том, что нет права силы, что верховенство закона важно», — сказала фон дер Ляйен, которая позже разговаривала по телефону с Трампом.

          Но у Европы, сталкивающейся с серьезными экономическими и политическими проблемами все меньше возможностей наращивать эту поддержку, а у нового американского лидера – меньше желания этого делать.

          Выступая на саммите президент Украины Владимир Зеленский старался сохранять оптимизм сказав, что пока рано предсказывать, какой курс выберет Трамп, но что сильная Америка будет полезна для Европы и наоборот.

          «Конечно, мы пока не можем знать, какими будут его действия. Но мы надеемся, что Америка станет сильнее. Именно такая Америка нужна Европе. А сильная Европа — это то, что нужно Америке, по моему мнению», — сказал Зеленский.

Другие были более откровенны в выражении своей обеспокоенности по поводу Трампа.

Усугубляя неопределенность, нависшую над встречей в Будапеште, трехпартийное правительство Германии распалось в среду вечером, когда канцлер Олаф Шольц уволил своего министра финансов и проложил путь к всеобщим выборам.

«Одно можно сказать наверняка: Европа не будет сильной без сильной Германии», — заявила председатель Европейского парламента Роберта Метсола.

Метсола, принадлежит к той категории политиков, на чьи слова и высказывания, обычно мало кто реагирует. Однако в данном случае, правота ее позиции не может вызывать сомнений.