Сможет ли Грузия наладить прямой диалог с Абхазией и Южной Осетией - отвечают эксперты

Парламент Грузии в начале августа принял резолюцию "о деоккупации и мирному урегулированию российско-грузинского конфликта". Суть документа состоит в том, чтобы привлечь внимание международного сообщества и оказать давление на Москву, с целью заставить вывести военный контингент РФ из Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальского региона). В то же время данный документ не предполагает никаких действий Тбилиси по взаимодействию с руководством и населением неподконтрольных территорий для подтверждения своих мирных планов.

В свою оередь, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выступает за необходимость укрепления грузинской государственности и стабильности с целью сделать таким образом Грузию привлекательной для абхазского и осетинского народов. Он признал, что сегодняшняя ситуация является следствием ошибок руководства страны в девяностых и двухтысячных годах.

Вместе с тем, Грузия пытается активно наращивать международную повестку в опросе урегулирования конфликта. Так, в начале августа США, Великобритания, Франция, Ирландия, Норвегия, Эстония и Албания в Совете безопасности ООН призвали Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии и осудили российское присутствие на указанных территориях. Представитель РФ Дмитрий Полянский ответил что независимость указанных республик – "реальность, которую нельзя игнорировать".

Выступление семи членов ООН произошло на фоне одобренного 4 августа соглашения между Москвой и Цхинвалом о двойном гражданстве и упрощении процедуры получения российского паспорта. Проект документа одобрил президент Владимир Путин, соглашение позволяет россиянам приобретать гражданство Южной Осетии, не отказываясь от российского, и наоборот.

В итоге сегодня возникла патовая ситуция, когда диалоги Тбилиси с Москвой, Сухумом и Цхинвалом попросту отсутствуют. Грузинские политики осознают этот факт и по разному пытаются интерпретировать существующую ситуацию для укрепления собственных позиций в глазах электората и западных партнеров, а отделившиеся республики не стремятся вернуться под контроль Грузии.

Вместе с тем, в Грузии все чаще звучат призывы о необходимости активизировать прямой диалог между гражданскими обществами Абхазии и Южной Осетии, что по замыслу инициаторов должно привнести новое дыхание в вопросе урегулирования застарелого конфликта.  

Как отметил профессор международного Черноморского Университета Ника Читадзе, встречи между гражданскими обществами осуществлялись до 2008 года, но после общеизвестных событий  в августе того же года, о прямом  диалоге говорить не приходиться. «Потому что реально конфликтуюшая сторона не Абхазия или Южная Осетия, а Российская Федерация. Этот конфликт имеет межгосударственный характер», отметил эксперт.  

По его словам, Россия старается, чтобы другие страны признали независимость Абхазии и Южной Осетии.

«С одной стороны южноосетинский и абхазский конфликты имеет много общего с карабахским, приднестровским или с донбасским конфликтом, но несмотря на аналогии их отличает то, что Россия в этих грузинских областях курирует финансовую и военную сферу. Экономика Южной Осетии формируется на 99 процентов с помощью России. Все стратегические объекты, будь то энергетические проекты или железнодорожная инфраструктура  конролируются РФ», рассказал Читадзе.

 

При этом, эксперт отметил, что у конфликта нет ни военного, ни дипломатического решения. По его словам, все эти годы Москва ведет активную пропаганду и внушает населению Абхазии и Южной Осетии, то что эти территории никогда не входили в состав Грузии. При этом, политолог считает, что решение проблемы стоит только в плоскости экономической мощи и демократических изменений в самой Грузии.

«Свет в конце тоннеля, думаю появится если Грузия начнет развивать экономику настолько, чтобы стать  более привлекательной для соотечественников из Абхазии и Южной Осетии. Сейчас когда ВВП на душу населения у России примерно в 3 раза больше чем в Грузии, то логично что Абхазия и Южная Осетия  будут смотреть в сторону России. Поэтому, экономически развитая Грузия - один из важнейших вопросов стоящих перед государством», - отметил Читадзе.  

 

По его мнению, если демократическое и экономическое развитие Грузии будет соответствовать стандартам Евросоюза, в этом случае будут созданы предпосылки для урегулирования конфликта.

«Но пока для этого не созданы условия. Вот вам пример: в Грузии ВВП на душу населения составляет 4500 долларов, а в самой отсталой стране Европы этот же показатель составляет 12 тыс долларов. То есть мы отстаем в 3 раза, и такая же разница существует в развитии демократических преобразований», - рассказал Читадзе.

При этом, эксперт полагает, что в неразрешенности конфликта значительная  доля  вины лежит  и на крупных державах и международных институтах, которые не принимают должных санкций против России.  

Для того, чтобы Кремль пошел на уступки надо ужесточить санкции против России.

«Но Россия использует свой энергетический  потенциал для достижения своих целей. 200 млрд кубических метров газа поступают из России  на европейские рынки. Это мощный интструмент давления со стороны Кремля» - резюмировал эксперт.

В свою очередь, политолог Петре Мамрадзе рассказал, что в прямом диалоге между грузинскими и абхазскими и осетинскими гражданскими обществами есть необходимоть. «Прямой диалог если он правильно построен, конечно нужен. Но в Грузии не понимают, что с той стороны ни о какой готовности говорить о восстановлении территориальной целостности Грузии и речи нет.  Цхинвал и Сухуми считают, что с Грузией будут иметь полноценное сотрудничество только после того, как Тбилиси признает независимость этих стран. Надо понимать, что те ошибки, которые были допущены грузинскими властями в разные годы, никакого настроя на диалог не оставили», - отметил эксперт.

При этом, Мамрадзе показал различительные черты Цхинвала и Сухуми в отношениях с Тбилиси.

«Населения Абхазии настроено так, что готова заново нести любые лешения, и если нужно они снова будут воевать, чтобы отстоять  свою незавимсомть. Входить в состав РФ они не желают и в Кремле это знают хорошо. В отличие от Абхазии, Южная Осетия полностью зависит от России,  точнее от Северной Осетии. Там другая идея воссоединения, то что называется ирредентизмом. Это отличает Южную Осетию от Абхазии, в Абхазии гораздо остро стоит вопрос о независимости», отметил эксперт добавив, что несмотря на все заявления властей, на данном историческом этапе вопрос о каком либо взаимодействии  Грузиии с этими регионами, не стоит.

Армяно-Европейское сближение на фоне настороженности соседних государств
Причины вторжения России в Украину с призмы политической географии
Экономика азербайджано-российских отношений: Баку приобретает особый вес в стремлении России выйти к
Казахстанско-азербайджанские отношения: взгляд в будущее
Геополитическая активность ЕС на Южном Кавказе после окончания Второй карабахской войны (2020-2024 гг.)
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами