Станет ли Пражская встреча прорывом в процессе нормализации армяно-азербайджанских взаимоотношений?

6 октября в Праге состоялась встреча Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном, президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном. Прошедшая на полях первого европейского политического саммита пражская встреча стала очередной победой Азербайджанской дипломатии. Согласно тексту заявления Ш. Мишеля инициаторами данной встречи была Франция и ЕС. Обратим внимание, что Франция в заявлении указывается не как сопредседатель Минской группы, а как член ЕС. Таким образом попытки Армении и Франции вернуть Минский формат оказались безуспешными. Следом за Россией «смерть» Минской группы, косвенно начала признавать и США. Свой последний визит в Армению и Азербайджан Ф. Рикер совершал не как сопредседатель, а как старший советник по переговорам на Кавказе. 

Согласно заявлению по итогам Пражской встречи Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 г., в соответствии с которыми обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Устав ООН гласит, что все члены воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.  А Алма-Атинская декларация провозглашает, что стороны признают и «уважают территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ».  Подписывая декларацию и вступая в ООН Карабах и 7 прилегающих районов юридически и фактически были частью Азербайджана.

Таким образом добившись от Армении признания территориальной целостности, Азербайджан достиг первого пункта мирной повестки. Примечательно что за два года до этого Н. Пашинян в интервью российскому телеканалу РБК говорил, что «Нагорный Карабах не может и не будет никогда в составе Азербайджана. Это уже исключено. 100%».  

Согласно заявлению взаимное признание территориальной целостности и суверенитета станет основой для работы комиссий по делимитации границы. В заявлении говорится, что следующее заседание пограничных комиссий состоится в Брюсселе к концу октября. Встает закономерный вопрос о картах которые станут основой для делимитации границ: карты 1918-20-хх годов или 1991 года?

Предположительно за основу будет взята карта 1991-го года поскольку, как отмечено выше стороны признают территориальную целостность друг друга на основе Алма-Атинской декларации которая провозглашает нерушимость «существующих (на тот момент) границ». Процесс делимитации актуализирует вопрос эксклавов. Во время I Карабахской войны Армения оккупировала также и азербайджанские эксклавы (села Газаха и деревня Керки) находящийся на территории Армении. В свою очередь армянский анклав Арцвашен (Башкенд) все эти года находится под контролем Баку. Заметим, что принадлежащие Азербайджану (но находящие в Армении) эксклавы по значимости превосходят армянский анклав находящийся в Азербайджане.
Возврат этих территорий даст возможность контролировать логистические пути которые связывают регионы Армении друг с другом и международные магистрали связывающие Армению с Ираном и Грузией. 

По итогам Пражской встречи Армения согласилась на размещение гражданской миссии ЕС вдоль границы с Азербайджаном. Поскольку Баку дорожит своим суверенитетом и не желает превращать свою страну в площадку геополитического противостояния, Азербайджан согласился сотрудничать с этой миссией в той мере, в какой это ее касается.

Напротив, Армения, где уже базируется 102-я военная база и чьи границы с Турцией и Ираном защищают погранвойска РФ сознательно сокращает свой суверенитет и превращает свою страну в поле геополитического противостояния России и Запада. Заметим, что до этого Армения старалась привлечь в регион наблюдательную миссию ОБСЕ.

Получив решительное сопротивление от Азербайджана Армения и Запад заменили наблюдательную миссию ОБСЕ на гражданскую миссию ЕС. Таким образом первый шаг по укреплению Запада в Армении и вытеснении России был сделан. В свою очередь, Ереван наблюдая за ослаблением Москвы не хочет в конце оказаться в лагере проигравшей стороны и заблаговременно ищет себе новых союзников.

Заметим, что миссия начнется в октябре и продлится максимум два месяца. Цель этой миссии – укрепить доверие и посредством своих отчетов внести вклад в работу пограничных комиссий. Согласно президенту Азербайджана, хотя первая встреча министров иностранных дел не принесла конкретных результатов, в скором времени им стоит встретиться во второй раз, после чего по предложению Азербайджана, должны встретится также рабочие группы обеих стран, которые, возможно, в течение не одной встречи, а нескольких дней займутся подготовкой текста мирного соглашения. Согласно президенту если будет принято решение в ближайшее время, рабочие группы двух стран начнут работать над текстом мирного договора и мы сможем достигнуть согласования до конца года.  Учитывая факт, что гражданская миссия ЕС просуществует до конца года (октябрь + 2 месяца), обобщив можно сказать, что текущие процессы идут в направлении реализации пяти пунктов мирной повестки Азербайджана.

Внутриполитическая ситуация в Армении

Турбулентность внутри Армении достаточно высока. Согласно сентябрьским соцопросам MPG (армянский филиал института Геллап) рейтинг Пашиняна 16,1%. Лишь всеобщая апатия и отсутствие сильного единого кандидата от оппозиции удерживает Армению от смены власти. Раскол наблюдается не только между государством и обществом. Серьезный антагонизм присутствует между властью и оппозицией. В свою очередь оппозицию можно разделить на прагматичную (в лице первого президента Л. Тер-Петросяна) и реваншистскую (в лице Карабахского клана). В среде реваншистов тоже наблюдается явный раскол: на парламентские выборы Кочарян и Саркисян шли разными фракциями, а во время последнего интервью Общественному каналу Кочарян признал, что имеет противоречия во взглядах с Саркисяном. 

Явный раскол наблюдается и между Арменией и диаспорой. В своем обращении от 2 августа 2022 года президент Союза армян России Ара Абрамян подчеркивает, что не видит, «ни у оппозиции, ни у власти, внятной созидательной цели, линии и понимания мировых и региональных процессов, роли и места Армении в новом мироустройстве, конкретной программы развития страны и, тем более, механизмов её реализации». 

Глава Американского Национального Конгресса Армян Арам Сурен Гампарян жестко критикует политику Пашиняна и утверждает, что подход Пашиняна «сдать территории ради мира приведет лишь к меньшему миру и меньшим территориям». Координация армянской диаспоры в США и России также проблематична из-за противостояния Запада и России. 

Позиция и интересы международных акторов 

Помимо Азербайджана и Армении на Южном Кавказе (ЮК) пересекаются и сталкиваются интересы многих стран. Стороны не могут игнорировать присутствие таких акторов как ЕС, Россия, США и Турция. Сокрушительное воздействие санкций на Российскую экономику заставляет серьезно относится к Брюсселю. Энергетическая зависимость от России увеличивает значимость Азербайджана для ЕС. Брюссель понимает, что в случае новой широкомасштабной войны энергетические поставки в Европу могут серьезно пострадать. ЕС также отдает себе отчет в том что Баку не намерен ждать окончание противостояния Запада-России и будет добиваться реализации мирной повестки.Эти факторы стимулируют Брюссель в поиске мира между Арменией и Азербайджаном. Для этого ЕС использует политику кнута и пряника.

В качестве кнута выступает потенциальное принятие вторичных санкций против Армении и перспектива для Еревана в будущем оказаться в лагере проигравшей стороны. В качестве пряника в краткосрочной перспективе выступает материальная помощь, в среднесрочной помощь в смене политического курса с Севера на Запад, в дальнесрочной членства в ЕС (после долгого и неоднозначного членства Украины и Грузии).

Россия единственная держава которая имеет ВС во всех трех государств ЮК: в Армении 102-я военная база, в Абхазии и Южной Осетии 4-я гвардейская и 7-я военная база, в Карабахе Российский миротворческий контингент. Россия главный торговый партнер стран ЮК. До эксплуатации в 2007 году газопровода Иран-Армения Россия была единственным поставщиком газа в Армению. 80% акций «Армгосгазпрома» принадлежат «Газпрому», Мецаморская АЭС и «АрмЭС» принадлежат Российской фирме «Интер РАО ЕЭС», Армянские железные дороги принадлежат ЗАО «Южно-Кавказские железные дороги» России.

При всем этом в данное время Россия крайне заинтересована в стабильности на ЮК. Новая полномасштабная война на ЮК чревата отвлечением от Украинской войны, военным присутствием Турции в регионе и разрастания масштаба конфликта до Северного Кавказа. Таким образом государственный интерес России заключается в региональной стабильности и предотвращения дрейфа ЮК в сторону Запада. 

США ввели санкции и исключили Иран из SWIFT задолго до России. Тем самым северный и южный путь в Центральную Азию стал недостижимым для США.

Единственный безопасный путь в Центральную Азию пролегает через Азербайджан. Альтернативные поставки энергии в Европу также способствуют повышенному интересу США к Азербайджану.

В письме от 1 июня 2022 г. президенту И. Алиеву Дж. Байден изложил значимость Азербайджана для США следующим образом: «Азербайджан также имеет важное значение в реализации гигантского потенциала транскаспийского сотрудничества с точки зрения стабилизации региональных и глобальных рынков. В то же время Азербайджан, поставляя по Южному газовому коридору важное в том числе и для Украины топливо, играет решающую роль в содействии стабилизации энергетической безопасности Европы».  При всем этом США понимают, что напряженная обстановка на ЮК способствует не стабилизации, а наоборот флуктуации региональных и глобальных рынков.
Турция больше других заинтересована в мирном регулировании и открытию границ. Чем стабильнее будут восточные границы Турции, тем успешнее Анкара будет в других регионах. Нормализация взаимоотношений способствует укреплению позиций Турции на ЮК, а в перспективе и в Центральной Азии тоже.

Прогнозы 

В свете вышесказанного процесс нормализации может развиваться по одному из трех возможных сценарий:
- Позитивный сценарий: Подписав к концу года мирный договор, Азербайджан полностью реинтегрирует Карабах. Взаимное признание суверенитета означает, что Армения отказывается от Лачинского коридора. Установив пограничный контроль в Лачине Азербайджан предотвратить незаконную переброску солдат, оружия и военной техники в Карабах. Оторвав армянских бандформирований от Армении Азербайджан поставит сепаратистов перед выбором: сдаться или сбежать. Повышая таможенные пошлины Азербайджан армянские товары станут неконкурентоспособными. Естественно, что Азербайджан не станет продавать отечественные товары Карабахским армянам за драм, поэтому экономическая интеграция приведет к финансовой интеграции.
Манат станет единственным платежным средством в Карабахе. Это откроет путь к социальной интеграции: получать зарплату, социальные пособия и пенсии в манатах станет целесообразным.
Экономическая, финансовая и социальная интеграция региона способствует полной политической интеграции и станет основой дипломатического отказа России в продлении миротворческой миссии еще на пять лет. Таким образом Баку сможет добиться поставленных целей до 2025 года.
- Промежуточный сценарий: Динамика мировых и региональных процессов может затормозить достижения мирного договора к концу этого года. А непрекращающаяся давление на Азербайджан может привести к тому что Азербайджан добьется поставленных целей не к 2025, а к 2030 году. 
- Негативный сценарий: Армения откажется признавать территориальную целостность Азербайджана вместе с Карабахом мотивируя это тем что «Карабахская проблема это не территориальный вопрос, а вопрос прав человека».
Ссылаясь на Конституцию Армения может попробовать реанимировать территориальные претензии к Азербайджану. Это в свою очередь приведет к тому что и Азербайджан обратившись к своей Конституции объявит себя правопреемником АДР и станет рассматривать свою законную территорию в границах 1918-20-хх годов. Такое развитие событий увеличит градус напряжения в регионе и может привести к полномасштабной войне. 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами