В субботу, 25 августа, появилась информация, что французские спецслужбы задержали Павла Дурова в парижском аэропорту Ле Бурже на выходе из частного джета. Как сообщил телеканал TF1, предприниматель был в сопровождении девушки и своего телохранителя. Дуров прибыл во Францию из Азербайджана.
По некоторой информации находясь в Баку Дуров добивался встречи с президентом России Владимиром Путиным. Данная информация не нашла свое подтверждение. В то же время новость о задержании предпринимателя, чье имя числится в списке Forbes, и чья социальная сеть Telegram в последние годы набирает стремительную популярность, число аудитории которой достигает отметки почти в 1 млрд чел быстро распространилась и была предана широкой огласке. Telegram считается ресурсом, строго соблюдающим правила приватности и не замеченным в сотрудничестве с правоохранительными органами по всему миру в передаче информации о своих клиентах по их запросу.
Не случайно, основатель Telegram был задержан по подозрению в соучастии в незаконном обороте наркотиков, преступлений против детей и мошенничества из-за недостаточной модерации в Telegram и отказа сотрудничать с силовыми ведомствами. Сообщается, также что основной претензией властей Евросоюза к основателю мессенджера, вероятно, являются зашифрованные сообщения в Telegram. Теперь Павлу Дурову грозит до 20 лет тюрьмы во Франции.
В то же время, американский бизнесмен Илон Маск владелец социальной сети X также не исключил вероятности того, что после задержания Павла Дурова, против него не будут приняты аналогичные меры.
Ранее бывший участник американской предвыборной гонки Вивек Рамасвами написал на своей странице в X, что соцсеть ждет то же, что и Telegram. Под этой публикацией Маск оставил реакцию в виде дважды подчеркнутого числа 100.
Известно, что Илон Маск приобрел компанию Twitter в 2022 году, после чего переименовал ее в соцсеть Х. Вслед за приобретением произошли несколько споров и судебных дел, связанных с изменениями в управлении компанией, увольнением сотрудников и изменениями в политике модерации контента. Также были судебные иски от бывших сотрудников и других сторон, связанные с изменениями в компании.
Примечательно, что в настоящее время целый ряд других социальных сетей используется рядом пользователей в противоправных целях. Преступность сама по себе мотивирована на то, чтобы обходить любые запреты.
Однако обвинения против Дурова построены на той идее, что площадка, которая дает людям анонимность становится соучастником их возможных преступлений. Это все равно, что возлагать ответственность на производителей оружия за результаты его применения.
Telegram не предоставляет преступникам никаких особых привилегий, кроме той самой приватности, которая преступлением не является. Приватность, является правом человека в любой адекватной законодательной системе. Обеспечивать приватность тоже преступлением не является. Конечно, приватностью преступники могут и будут злоупотреблять, но эта не вина сервиса это упущение правоохранительной системы, которая должна иметь возможности предупреждать или своевременно нейтрализовывать действия преступников.
Тем более у современных правоохранителей в арсенале их действий имеется для этого немало эффективных средств. Это конечно несколько сложнее, но Павел Дуров не брал на себя обязательств сотрудничать с правоохранителями и не обязан этого делать, если у него нет на то достаточных правовых оснований.
В данном случае французское государство в очередной раз перекладывает проблему с больной головы на здоровую, заодно, пытаясь оказать давление на одну из самых глобальных в мире социальных сетей, деятельность которой не подвержена прямому влиянию западных стран.