Транспортный коридор через Каспий: Азербайджан, Казахстан и Грузия возрождают Великий шелковый путь

Благодаря своему географическому положению, страны Центральной Азии и Южного Кавказа исторически находились в центре международных торговых маршрутов. В Средние века именно отсюда проходил Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая и Индии в страны Ближнего Востока и Европы. В XXI веке страны региона получили возможность возродить этот путь: за последние несколько лет спрос на перевозки с востока на запад через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ вырос в разы. Сначала, из-за перебоев в морских перевозках в результате локдаунов, на Транскаспийский маршрут перешли часть грузов, традиционно отправляемых морским путем. Позднее из-за войны в Украине и введения широкомасштабных санкций против России, возникли проблемы в перевозках по Северному сухопутному маршруту, проходящему через РФ. Альтернативным маршрутом для перевозчиков стал опять же Транскаспийский маршрут, также называемый Средним коридором. В результате только за 2022 год, по данным казахстанских железных дорог, перевозка грузов по Среднему коридору выросла в 2,5 раза. Тенденция продолжилась и в текущем году: в январе-мае 2023 года перевалка грузов по этому маршруту увеличилась на 64%. Для дальнейшего развития Транскаспийского маршрута в июне 2023 года железные дороги Азербайджана, Казахстана и Грузии подписали соглашение о создании объединенной логистической компании. Стороны соглашения рассчитывают, что совместное предприятие позволит сократить срок доставки грузов до 18 гарантированных дней в 2023 году и до 10–15 дней в дальнейшем.

О том каковы ожидания от этого СП в Казахстане и Грузии и о том, как там оценивают перспективы Среднего коридора STEM поговорил с экспертами из этих стран.

За последние полтора года на фоне войны в Украине интерес к Среднему коридору среди грузоперевозчиков заметно вырос. На ваш взгляд, насколько долгосрочным будет этот интерес? Как вы оцениваете перспективы Среднего коридора?

Георгий Рогава, коммерческий директор свободной индустриальной зоны «Хуалинг» в Кутаиси: Средний коридор существовал всегда. Однако перевозки по этому маршруту стоили дороже и занимали больше времени чем по Северному коридору через территорию России. Поэтому ранее он не привлекал такого внимания, так как бизнес всегда ищет возможность уменьшить свои расходы и увеличить прибыль. Но геополитические события, связанные с войной Россия-Украина дали понять всему миру, что надеяться только на Северный коридор невозможно. Сейчас сложно предсказать когда эта война закончится. Но даже когда это произойдет, России потребуется много лет, чтобы восстановить свой международный статус.

Поэтому, актуальность перевозок по Среднему коридору, который проходит через Азербайджан и Грузию, сохранится как минимум на 5-10 лет, а возможно даже больше.

Максат Халык, директор Graduate School of Business университета международного бизнеса в Алматы:  Действительно, на фоне войны в Украине актуальность Среднего коридора возросла. Компании занимающиеся логистикой, все больше проявляют интерес к транспортировке грузов по этому маршруту. Например, мы в Казахстане экспортируем свою нефть в основном по трубопроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) через территорию России. В прошлом году в его работе были перебои. Поэтому наше правительство заинтересовано в дополнительных логистических путях для экспорта. Сейчас наиболее приемлемым и выгодным маршрутом является маршрут через Азербайджан. Есть еще вариант через Иран, но Иран тоже находится под санкциями. Поэтому оптимальный вариант транспортировки – через Каспий, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу.

Кроме того, сейчас обсуждается открытие Зангезурского коридора, который будет частью Среднего коридора и сделает его еще короче. В этом проекте заинтересованы не только Азербайджан и Турция, он будет выгоден и для Казахстана, других стран Центральной Азии и Китая.

Я вижу, что интерес к этому маршруту возрастает и если перевозчики увидят, что он выгоден, интерес будет расти и дальше.

Недавно железные дороги Азербайджана, Казахстана и Грузии подписали соглашение о базовых принципах создания и деятельности совместного предприятия. Как создание такого предприятия повлияет на развитие Среднего коридора?

Георгий Рогава: Сам факт и прецедент, что создается совместное предприятие, которое должно улучшить эффективность коридора из Азии в Европу и обратно и увеличить грузоперевозки по этому направлению, имеет огромнейшее значение. К сожалению, исторически, было очень много случаев когда постсоветские страны пытались делать что-то совместно, не включая в этот союз РФ, и Россия этому всегда препятствовала. Но были и успешные проекты. Например, благодаря Гейдару Алиеву и Эдуарду Шеварнадзе удалось преодолеть огромные препятствия и давление и реализовать строительство трубопроводов Азербайджан-Грузия. Наши страны подали очень хороший пример, что такие проекты можно осуществлять, нужно только дождаться соответствующего момента. Нынешние события показывают, что сейчас именно такой момент, и им обязательно нужно воспользоваться. Шаг со стороны Казахстана показывает, что они тоже заинтересованы в этом проекте и хотят в нем поучаствовать. Хотя там огромное влияние со стороны РФ, и я думаю, что определенные препятствия будут. Но при консолидации трех стран – Казахстана, Грузии и Азербайджана, их можно будет преодолеть.

Максат Халык: Наше правительство очень заинтересовано в развитии Среднего коридора. Недавно наш премьер-министр Алихан Смаилов посетил Баку и Тбилиси, где этот вопрос подробно обсуждался. Базовое соглашение о подписании совместного предприятия между Азербайджаном, Казахстаном и Грузией было подписано как раз в рамках его визита. Создание такого предприятия, конечно, ускорит процесс передвижения товаров по Среднему коридору и будет способствовать устранению препятствий на этом маршруте. Поэтому, подписание этого соглашения – это очень позитивный момент, и выгоды от этого получат все.

Какие меры позволят сделать Средний коридор еще более привлекательным для перевозчиков?

Георгий Рогава: Увеличение интереса к Среднему коридору произошло в результате геополитических событий, происходящих вокруг нас. Это не заслуга инфраструктуры этого маршрута, его эффективности или быстроты проведения операций. Поэтому когда война закончится и уйдут актуальные сегодня проблемы, бизнес может вернуться туда, где ему комфортнее работать. Тем странам, через которые проходит Средний коридор, необходимо максимально оперативно принять все возможные меры, чтобы этот путь стал безопасным, быстрым, эффективным и, самое главное, недорогим. Если мы сможем это обеспечить, все грузоперевозчики, которые к нам пришли, никуда не уйдут, а останутся с нами работать и дальше.

Возможность, которая появилась у нас сейчас, случается раз в 100-200 лет, и нужно ее максимально использовать.

Максат Халык: Маршрут станет еще более привлекательным для бизнеса если устранить таможенные барьеры и установить более доступные тарифы. Это создаст основу для его дальнейшего развития. И, конечно, необходимо привлекать к этому процессу Европейский союз и Китай. Кроме того, нужно продолжать работать над инфраструктурой. Например, наш порт Актау требует инвестиций для расширения пропускной способности. Также нужна будет покупка дополнительных танкеров. Если все эти вопросы будут решены, перевалка грузов через Средний коридор будет расти и дальше.

Как рост грузопотока по Среднему коридору отразится на экономике стран-транзитеров?

Георгий Рогава: Однозначно могу сказать, что Средний коридор может внести в экономику наших стран огромнейший вклад. Увеличение грузопотока влечет за собой рост потребности в рабочей силе, разной инфраструктуре. Для больших стран эффект от транзита не такой существенный, но в небольших экономиках, как Грузия и Азербайджан, это отразится на доходах бюджета в кратчайшие сроки.

Максат Халык: Плюсы от развития Среднего коридора получат экономики всех вовлеченных сторон.

 

 

 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами