Трёхсторонняя встреча в Сочи - очередной фальшь Пашиняна или победа дипломатической линии Баку?

26 ноября в Бочаровом Ручье прошли переговоры с участием лидеров Азербайджана, России и Армении. Главы государств встретились для определения оптимального пути по достижению мира и стабильности в регионе Южного Кавказа. В рамках трёхсторонней встречи стороны поделились на два лагеря. Лидеры Азербайджана и России были солидарны в своем видении: необходимо в срочном порядке провести теоретическое и практическое деление государственной азербайджано-армянской границы, так называемый процесс делимитации и демаркации границ.

Разблокировка транспортных коммуникаций в регионе – принципиально важный вопрос для Баку и Москвы. Премьер-министр Армении согласился с коллегами, но отметил первостепенную задачу для Еревана: освобождение заложников и других удерживаемых лиц, которые были задержаны азербайджанской стороной уже после войны 2020-го года. Ереван обозначает их как «военнопленных», Баку как «террористов». Разногласия между сторонами конфликта казались фундаментальными и особых продвижений по Карабаху от трехсторонней встречи в Сочи никто особо не ждал. Но по итогу переговоров Пашинян сделал крайне удивительное заявление.

«По многим вопросам мы уточнили позиции, и оказалось, что по некоторым вопросам у нас нет никаких разночтений, как казалось бы до этой встречи. Я хочу сказать, что действительно по вопросу открытия всех транспортных и экономических коммуникаций в регионе мы зафиксировали, что у нас общее представление, как эти коммуникации будут работать, - заявил армянский премьер по итогам трехсторонних переговоров.   

Диаметрально противоположное мнение главы Армении оставляет горький осадок из вопросов и недопонимания. Как мнение лидера страны по столь важному для государства вопросу может измениться настолько быстро? Почему Армения затягивала решения ключевых вопросов целый год? Как Алиеву и Путину удалось достучаться до, казалось бы, непримиримого Пашиняна? Ответы на эти и многие другие вопросы лежат в социально-психологической и политической плоскости.

Флюгер политического мнения

Социально-психологический аспект – это та сила, которая определяла политическую и дипломатическую линию официального Еревана на протяжении последнего года. Армянский народ тяжело воспринял сокрушительное поражение во Второй Карабахской войне. Глубокое разочарование в военной силе, национальной идеологии, государственных целях, и главное, в руководстве страны. Сразу после поражения на поле боя, Пашинян столкнулся с политической борьбой внутри страны. Социальная психология стала главным оружием премьер-министра. Интересными являются два основных аспекта этой стратегии:

Реваншизм. Эта идеология палка о двух концах.

С одной стороны – это действенный механизм, который позволяет создать иллюзию, что Армения проиграла бой, но никак не войну. Реваншизм давал надежду армянскому обществу на социальную, политическую и территориальную реабилитацию. Но с другой стороны – это прямая угроза для Азербайджана. Реваншизм казался официальному Баку ветром, раздувающим тлеющие угли войны.

С постепенным ослаблением внутренней политической борьбы в Армении и укреплением позиций Пашиняна, идеология реваншизма начала искусственно сводиться на нет. Определенно – вредоносная идеология реваншизма оказала большую услугу Пашиняну.

Второй аспект: потакание мнению большинства. В своих официальных выступлениях Пашинян делал громкие заявление, которые хотел слышать его народ. Но делал ли он то, что говорил? По большей части нет. Закулисная политика позволяла Пашиняну не лезть на рожон, но при этом реализовывать политические решения, идущие в разрез с его словами.

Выходит Пашинян 26 ноября в очередной раз применил хорошо зарекомендовавшую себя стратегию? Нет, ну или почти нет. Армения небольшое государство, с крайне слабой, экономикой и как следствие хрупкой политической волей. Проигранная война усугубила и так плачевную ситуацию в стране. В таком состоянии у Армении отсутствует, какая либо политическая воля и стержень. Что делает ее крайне привлекательным для внешних игроков, преследующих личные геополитические интересы.

Центр политического интереса 

Сохранение напряженности на Южном Кавказе интересно определенным политическим силам сразу по нескольким причинам. ЮК это южная граница России. Сохранение нестабильности в этом направлении оказывает большое негативное влияние на Россию. Помимо этого Москва по итогам 44-дневой войны выступает гарантом безопасности в Карабахе. Сохранение напряженности в регионе – в какой то мере подрывает дипломатический, политический и военный авторитет России не только в региональном, но и мировом масштабе. Помимо этого, разблокировка транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Ереваном откроет для России новый безопасный путь сбыта товаров, энергоносителей, и в целом положительно повлияет на экономическую кооперацию в двухстороннем и многостороннем формате. Но Россия не единственное направление, на которое можно оказывать влияние посредством Южного Кавказа. В зону политического влияния также попадает Иран и Турция. Растущий в геометрической прогрессии авторитет Анкары делает ее "неудобным" звеном для определенных стран запада и региона.  Учитывая все эти факторы можно с уверенность сказать – Ереван оказался под давлением сразу нескольких политических сил. И свой выбор официальный Ереван сделал 26 ноября в Сочи.

 

Экономика как политический механизм

Процесс делимитации и демаркации необходим для четкого определения государственных границ. Это необходимо для обеспечения территориальной целостности и ликвидации любых возможных территориальных споров в будущем. Теоретическое и практическое деление государственных границ является основой мира и стабильности.  Завершение этого процесса ознаменует собой начало новой эры в регионе Южного Кавказа. По словам военного эксперта и главного редактора журнала «национальная оборона» Игоря Коротченко  определение границ позволит странам разблокировать транспортные коммуникации и реинтегрироваться Армении в региональную транспортную инфраструктуру. В нынешних условиях разблокировка коммуникаций жизненно необходима для Еревана. Игорь Коротченко убежден – экономические перспективы регионального масштаба это один из главных механизмов в руках лидеров Азербайджана и России.

 

Победа азербайджанской дипломатии

Президент Ильхам Алиев в рамках встречи в Сочи еще раз ясно дал понять, Азербайджан желает мира, стабильности, безопасности и процветания в регионе. Разблокировка транспортных коммуникаций, развитие инфраструктуры и привлечение иностранных инвестиций – гарантия для обеих сторон. Еревану лишь необходимо начать предпринимать реальные шаги по направлению к миру. Но сможет ли Пашинян сдержать слово данное в Сочи? Сможет ли сохранить суверенитет политического мнения? Ведь к соглашению сторону уже приходили дважды 10 ноября 2020 года и 11 явнаря 2021 года. Позже Пашинян открещивался от своих слов. Так что изменилось на этот раз? Заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, которое он сделал на XV Саммите Организации экономического сотрудничества, еще раз подтвердило, что одержав ровно год назад победу на поле боя, Баку, теперь продолжает ее и на поле дипломатическом.  Выступая перед лидерами стран региона, в том числе Турции, Ирана, Туркменистана глава государства с высокой трибуны заявил:

«Сегодня могу сказать, что Зангезурский коридор становится реальностью. Эта новая транспортная инфраструктура станет важной частью коридоров Восток-Запад и Север-Юг.  Уверен, что страны-члены ОЭС будут пользоваться данным коридором».

Таким образом, можно с уверенностью сказать - 26 ноября 2020 года в Сочи с Арменией был, достигнут договор. Армения нуждается в мире, ведь это даст ей – политическую стабильность, региональную безопасность и экономическое развитие – спасательный круг для армянского народа.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами