10 апреля высокопоставленный израильский чиновник подтвердил, что делегации Турции и Израиля встретились 9 апреля в Азербайджане, чтобы обсудить механизм деэскалации, направленный на предотвращение нежелательных инцидентов в Сирии. Источники в турецком министерстве также подтвердили переговоры в Азербайджане, заявляя, что они знаменуют собой начало усилий по созданию канала, позволяющего избежать потенциальных столкновений или недоразумений между операциями двух стран в регионе.

«Усилия по созданию этого механизма будут продолжены», - отметил один из источников, не сообщая дальнейших подробностей о масштабах или сроках переговоров.

Позднее офис главы правительства Израиля опубликовал сообщение, подтверждающее проведение переговоров с представителями Турции. В сообщении Израиль благодарил Азербайджан и президента Ильхама Алиева за организацию важных переговоров. «В ходе переговоров каждая сторона представила свои интересы в регионе, и было решено продолжить путь диалога в целях поддержания стабильности и безопасности», – говорится в нем.

Накануне, выступая на форуме в университете АДА на тему «К новому миропорядку» глава азербайджанского государства коснулся темы турецко-израильской нормализации. «Для нас эта напряженность между Турцией и Израилем очень тревожна и вызывает озабоченность. Первому успешному примирению между Турцией и Израилем в определенной степени способствовал Азербайджан. Мы играли активную роль, чтобы попытаться сблизить страны.

Подчеркнув, что Азербайджан является близким другом обеих стран, глава государства добавил: «С Турцией мы союзники. В 2021 году мы подписали Шушинскую декларацию и официально являемся союзниками». Отметив, что Израиль также является дружественной страной для Азербайджана, Президент сказал: «Это взаимная дружба на протяжении долгих лет проявлялась в различных сложных ситуациях. Поэтому любое недопонимание между этими двумя странами вызывает у нас беспокойство».

Хорошо известно, что в период достаточно сложных и напряженных отношений между Турцией и Израилем, наблюдавшихся еще несколько лет назад, азербайджанская сторона предпринимала усилия по налаживанию диалога между Анкарой и Тель-Авивом — особенно в вопросе нормализации двусторонних отношений.

В 2023 году Израиль и Турция достигли договоренности о полной нормализации отношений. Этому предшествовала серия взаимных визитов: министр иностранных дел Израиля посетил Турцию, глава МИД Турции совершил визит в Израиль, а президент Израиля также побывал с визитом в Турции.

Контакты между Турцией и Израилем также происходили на уровне министров обороны. И в тот период Азербайджан прилагал максимум усилий для того, чтобы содействовать нормализации отношений между этими двумя странами, которые являются стратегически важными и близкими партнерами для Баку.

Однако последовавшая затем война, развязанная ХАМАС против Израиля, а также ее последствия в значительной степени подорвали хрупкий процесс сближения между Турцией и Израилем, который только начал налаживаться в последние годы. Более того, кризис в отношениях приобрел новую глубину: противоречия между сторонами обострились до такой степени, что стали казаться практически непреодолимыми.

После свержения режима Башара Асада и усиления позиций Турции в Сирии, Израиль стал воспринимать происходящее как новую угрозу, исходящую именно со стороны Анкары. Триггером для этого стало решение нового сирийского временного правительства предоставить Турции право на размещение военных баз на своей территории.

Такая эскалация вызвала серьёзную обеспокоенность в Израиле. Зная о предполагаемом местоположении этих баз, израильская сторона начала наносить превентивные удары по соответствующим районам, стремясь сорвать планы Турции по укреплению своего военного присутствия в Сирии.

В целом, эскалация достигла такой степени, что в Израиле всерьез начали рассматривать возможность военного противодействия турецким планам. В Анкаре, в свою очередь, стали допускать вероятность израильского военного вмешательства в Сирии.

Возникновение еще одного конфликта между двумя ведущими региональными игроками, безусловно, могло бы значительно ухудшить и без того напряженную военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке и запустить цепную реакцию с потенциально необратимыми последствиями.

Вместе с тем противоречия между Турцией и Израилем носят крайне серьезный характер, и одной встречей, разумеется, дело не ограничится.

Это подтверждают и слова заместителя министра иностранных дел Турции Нуха Йылмаза, который комментируя турецко-израильские переговоры в Баку в рамках Анталийского дипломатического форума, заявил что они носили «технический характер».

 «Этот контакт не означает начало политических или дипломатических переговоров между сторонами. Это хороший старт, потому что мы хотим предотвратить любые столкновения в воздушном пространстве Сирии. Что касается нормализации отношений между Израилем и Турцией, то для этого необходимо прекратить геноцид в Газе и обеспечить режим прекращения огня. Если это произойдет, можно будет говорить о более конструктивных отношениях с Израилем», — заявил Йылмаз.

Дипломат также добавил, что цель Израиля — «создание хаоса на сирийской территории». По его словам, таким образом еврейское государство стремится легитимизировать свое военное присутствие в Сирии.

«Именно поэтому они наносят удары по военным объектам в Сирии», — отметил Йылмаз.

Тем не менее сама по себе роль Баку как медиатора в диалоге между двумя ключевыми государствами Ближнего Востока и Юго-Западной Азии свидетельствует о новом этапе. Это говорит о том, что у Азербайджана появился реальный потенциал для укрепления своих позиций в региональном масштабе и повышения дипломатического веса на международной арене.

Важно отметить что усилия Баку по нормализации отношений между Анкарой и Тель-Авивом могут совпасть с усилиями Вашингтона по налаживанию диалога между Эрдоганом и Нетаньяху, пока в заочном порядке. Об этом, в частности говорилось во время визита израильского премьера в США. В ходе бесед с Дональдом Трампом Биньямин Нетаньяху попросил его повлиять на турецкого лидера по вопросу турецкого военного присутствия в Сирии. В ответ на что, Трамп позитивно охарактеризовал своего турецкого коллегу, назвав его сильным и разумным лидером.

Совпадение интересов между Баку и Вашингтоном по Ближневосточной проблематике чувствовалось и в поздравительном письме Трампа Ильхаму Алиеву по случаю прошедшего праздника Новруз. И хотя оно сильно опоздало, чувствовалось, что Новруз был лишь поводом.

Так или иначе, новая посредническая роль Баку в разрешении столь острого кризиса заметно усиливает позиции Азербайджана на региональной арене, делает его не только устойчивым, но в известной степени желанным партнером, для тех внерегиональных игроков, которые заинтересованы в усилении своих позиций не только в регионе Южного Кавказа или Каспия, но и в значительно большей географии.