На прошлой неделе Россия и Беларусь подписали новое соглашение о Союзном Государстве. Ряд экспертов данное соглашение оценили, как «аншлюз», с другой стороны, данное соглашение повысило риски для Украины и несколько поменяло конфигурацию в регионе. О том, как поменялась ситуация в регионе, а также как будет после этого развиваться отношения Киева и Минска, рассказал в интервью центру STEM кандидат политических наук, руководитель Центра исследований региональной безопасности, Сумского государственного ниверситета (Украина), Николай Назаров.
Россия и Беларусь подписали соглашения о Союзном Государстве, а на границе Польши и Беларуси мигрантский кризис. Как в Киеве оценивают происходящее в отношениях Беларуси и России?
Стоит напомнить, что интеграционные процессы Белоруссии и России начались в 90-х годах. Еще в далеком 1996 году Ельцин и Лукашенко подписали Договор о создании Сообщества Беларуси и России, а в 1999 был подписан Договор о создании Союзного государства. В этих документах постулировалось, что два государства взяли курс на политическую интеграцию, которая предусматривает создание общего двухпалатного парламента, суда, конституции, валюты. Несмотря на амбициозность планов, спустя десятилетии реализовать удалось достаточно мало, что заставляет задуматься, насколько эти документ действительно планировали имплементировать, или это было всего лишь политическая игра.
В ноябре этого года Беларусь и Россия подписали так называемый интеграционный декрет, который будет регламентировать основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы.
Документ определяет 28 приоритетных программ в политической, экономической, финансовой сферах, которые необходимы для максимальной интеграции двух государства и создание в перспективе единого Союзного государства. Также в этом месяце была подписана новая Военная доктрина, которая предполагает более тесную координацию в оборонной политике, а также поставки военного оборудования в Беларусь – самолеты, вертолёты, средства ПВО.
Немаловажно отметить и принятую Концепцию миграционной политики, которая призвана реагировать на возрастающие миграционные потоки. Еще стоит отметить предложение А.Лукашенко создать медиа-холдинг Союзного государства для борьбы с фальсификацией истории. На самом деле, речь идет о необходимости большего контроля за информационными потоками для минимизации роста протестных настроений.
В Киеве происходящее между двумя государствами оценивают как дополнительные риски для безопасности Украины. До президентских выборов в Беларуси можно было говорить про попытки А.Лукашенко держать нейтралитет между Украиной и Россией, но сейчас очевидно стремительное сближение Минска и Москвы, которое автоматически отдаляет Беларуси от Украины. В контексте сближения двух стран в военной сфере, гибридных операций с использований мигрантов, мы констатируем расширение зоны потенциальной агрессии против Украины с востока, юга на северную часть Украины.
Можно ли назвать это соглашение о Союзном Государстве российско-белурусским "аншлюзом"?
Я так не считаю. Как уже мною отмечалось, интеграция длится с 90-х годов с разной интенсивностью, но с довольно скромным результатом. Складывается впечатления, что каждая из сторон играет в свою игру и решает свои внутриполитические цели. Руководство России посылает сигнал своим избирателям, что Беларусь остается в сфере влияния России, экономическая поддержка оказывается, военный патронат осуществляется. Беларусь, в свою очередь, может договариваться о скидках на энергоносители, получать преференции в торговли. Таким образом демонстрировать необходимость и пользу для экономики более тесной интеграции с Россией. Можно заметить, что для обеих сторон процесс и политическая выгода от него более важны, чем конечный результат. Можно предположить, что и недавние соглашения были подписаны для «плавной реализации», которая может длится десятилетиями, а также это сигнал внешним игрокам, что Беларусь уходит все больше под геополитический протекторат России.
Новые соглашения Минска и Москвы, создают новые риски для Киева. Какие геополитические риски сейчас возникли и как Украина будет выходить из сложившейся ситуации?
Из актуального – кризис мигрантов. Уже неоднократно говорилось, что особенности гибридных войн в многогранности: удар может быть нанесет одновременно в нескольких сферах, используя нестандартные инструменты агрессии. Кризис мигрантов очень болезненный, так как бьет по принципам Евросоюза: создается антигуманная картинка, когда люди страдают и умирают на границе ЕС, в то время как их не пускают. Важно не суть и предпосылки, а картинка, которую можно будет транслировать.
Украина серьезно рассматривает возможность дестабилизации через искусственно созданный кризис мигрантов и активно готовится к разным сценариям. На базе Совета национальной безопасности и обороны разрабатывается как превентивные сценарии, так и непосредственно кризисное реагирование.
Соглашения Минска и Москвы прекратили предыдущие попытки А.Лукашенко проводить более независимую от России внешнюю политику, в том числе по отношению к Украине (не признание Крыма частью России). Сегодня риторика А.Лукашенко касательно Украины резко изменилась, в том числе идет активная подготовка к визиту в Крым и признание его частью РФ. Беларусь четко себя обозначила как геополитический сателлит России со всеми вытекающими последствиями для Украины. Теперь политическое и военное руководство Украины вынуждено расширить площадь территории, с которой потенциально может быть осуществлена агрессия по отношению к Украине. Безусловно, это требует и дополнительных ресурсов, и концентрации организационных усилий на значительно большей территории.
На прошлой неделе с официальным визитом в Москве был глава ЦРУ. Последний встретился со всем высшем политическим руководством России. Ряд экспертов считают, что этот визит предвестник новых геополитических изменений между Вашингтоном и Москвой и что Россия получила "отмазку" на доминирование на постсоветском пространстве взамен на антикитайскую позицию Кремля?
В последние годы мы регулярно слышим о попытках заключить договорняк между США и Россией по вопросу контроля последней на постсоветском пространстве, но реальных шагов в этом направлении нет. С моей точки зрения, уже нет и постсоветского пространства как категории.
Украина и Россия с Беларусью оказались в совершенно разных политических, культурных и экономических реалиях, чтобы соотносить их к одному пространству. Поэтому наивно полагать, что Россия в состоянии обеспечить контроль над Украиной при потенциальном согласии со стороны США.
Визит был инициирован Президентом США Дж.Байденом на фоне военной активности России на границе с Украиной и призван напомнить об ответственности за продолжение агрессии против Украины. Также стоит вспомнить о недавней высылке 8 «дипломатов» России из миссии при НАТО, а также анонсированную высылку больше 50 российских дипломатов из территории США. Принимая во внимание, что глава ЦРУ встречался с руководством спецслужб и силового блока РФ, можно предположить, что речь шла также об этих ситуациях и путях их решения.