В начале ноября премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху подписал указ об освобождении  Йоава Галланта от должности министра обороны, мотивировав свое решение «разницей во мнениях и отсутствии доверия». В ответ на это решение десятки тысяч израильтян вышли на улицы, чтобы выразить свой протест действиям израильского премьера. В нынешней правительственной коалиции, состоящей из крайних националистов, фундаменталистов-мессианистов и ультраортодоксов он всегда рассматривался как умеренный политик. Именно поэтому, администрация Байдена всегда рассматривала Галланта в качестве одного из ключевых членов кабинета с которым были установлены  наиболее продуктивные контакты.

Теперь, можно сказать, что американская администрация лишилась в Израиле своего самого эффективного партнера. А оппоненты Нетаньяху негодуют, тем что в разгар самой продолжительной и сложной войны Израиля — с возросшими опасениями неминуемого нападения Ирана, растущим числом убитых и раненых и 101 заложником, остающимся в туннелях ХАМАС в Газе — Нетаньяху заменил Галланта на Исраэля Каца, карьерного политика «Ликуда», не имеющего опыта высшего военного командования.

На самом деле увольнение назревало уже давно. В марте 2023 года Нетаньяху объявил, что намерен уволить своего министра обороны, потому что Галлант выступил против судебной реформы, которую добивалось правительство Нетаньяху. Даже простая угроза увольнения привела к широкомасштабным демонстрациям, которые почти парализовали всю страну, и Нетаньяху пришлось отступить.
Но на сей раз увольнение строптивого министра стало неминуемым. 

Галант, как и нынешняя американская администрация поддерживали план прекращения войны в Газе и Ливане. В частности экс-министр обороны выступает за скорейшее возвращение оставшихся заложников, удерживаемых ХАМАС с 7 октября 2023 года, даже если это означает прекращение войны. И в этом его поддерживают Соединенные Штаты.

Однако против выступают израильские ортодоксы, доминирующие в правительстве Нетаньяху, которые пригрозили выйти из коалиции и свергнуть правительство, если Нетаньяху согласится на любую сделку.

Не менее угрожающим для Нетаньяху, является то, что Галлант призывает к немедленному созданию государственной комиссии по расследованию неудач, которые привели к нападению ХАМАС 7 октября 2023 года. Нетаньяху выступает против создания комиссии до окончания войны, поскольку, по его словам, это дестабилизирует страну. Многие предполагают, что комиссия, вероятно, возложит большую часть вины на Нетаньяху.

Еще более опасно для ультраортодоксов то, что  Галлант выступает против возможного принятия закона об освобождении ультраортодоксов от военной службы. Он ясно дал понять, что это создаст кризис среди уже измученных и все более озлобленных солдат действующей армии и резервистов, которые возмущены тем, что ультраортодоксы не разделяют бремя службы. Две ультраортодоксальные партии в правительстве также пригрозили свергнуть коалицию, если закон не будет принят в ближайшее время.

Давно было очевидно, что Нетаньяху надеялся и даже рассчитывал на победу Дональда Трампа. Нетаньяху часто конфликтовал с демократической администрацией президента Джо Байдена по поводу войны в Газе и Ливане.

Напротив, у Галланта сложились позитивные, доверительные отношения и продуктивное партнерство со своим американским коллегой, министром обороны США Ллойдом Остином. По согласованию с Галлантом Соединенные Штаты развернули войска в регионе, чтобы сдержать Иран, и возглавили региональную коалицию, которая позволила перехватить почти все ракеты, выпущенные иранцами по Израилю в начале октября.

Несмотря на это, Нетаньяху неоднократно намекал, что администрация Байдена враждебна Израилю и что он с нетерпением ждет обновления израильско-американских отношений с приходом новой республиканской администрации, возглавляемой Дональдом Трампом.

Теперь Нетаньяху может быть уверен, что у него будет полная свобода действий, для подолжения войны как в Газе, так и в Ливане. Теперь он даже может усилить ее интенсивность, поскольку, у нынешней администрации просто не будет ни воли ни времени что-либо предпринять, пока Трамп не вступит в должность.


Во время предвыборной кампании Трамп действительно позиционировал себя как ярого защитника Израиля. В одной из своих речей он сказал, что Израиль должен иметь больше свободы для обеспечения своей безопасности, таким образом каким его лидеры сочтут нужным. Но внимательное изучение всех заявлений Трампа, а также заявлений его напарника, избранного вице-президента Дж. Д. Вэнса, выявляет более сложную картину.

Когда Нетаньяху и Трамп оба были у власти, с 2017 по 2021 год, Трамп перенес посольство США в Иерусалим, признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами и частями Западного берега, лишил финансирования палестинские агентства и вышел из ядерного соглашения с Ираном.
Но в ходе нынешней предвыборной кампании Трамп призывал прекратить войну между Израилем и ХАМАСом и освободить израильских заложников, удерживаемых террористической группировкой в Газе, уже к моменту его вступления в должность в январе. Кроме того, многие сторонники Трампа являются изоляционистами, которые предпочли бы оставаться в стороне от иностранных региональных конфликтов.

Нетаньяху также может рассчитывать на то, что Трамп позволит ему продолжать расширять поселения на Западном берегу. В то же время Дональд Трамп может рассчитывать на продолжение эффекта созданного Аврамовыми соглашениями, в которых он принимал участие и которые открыли путь для масштабной арабо-израильской нормализаци. Но продолжение этой линии невозможно пока продолжается война в Газе и в Ливане и пока Израиль продолжает расширять поселения на Западном берегу и препятствовать любой возможности создания независимого палестинского государства.

Что касается Ирана, то, выступая на CNN в начале октября, вскоре после того, как Иран атаковал Израиль, тот же Вэнс заявил, что Трамп планирует начать переговоры с Ираном. В ситуации когда сам Трамп говорит, что намерен остановить все глобальные конфликты, Нетаньяху вряд ли может рассчитывать на его поддержку в дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем Востоке.

Так что получается, что у израильского премьера остается не так много времени, чтобы завершить все свои планы еще до того как Трамп займет свои апартаменты в Белом доме.