Во вторник, 7 декабря между российским президентом Владимиром Путином и его американской коллегой Джо Байденом состоятся переговоры. Переговоры между двумя лидерами стали неизбежностью на фоне эскалации конфликта на российско-украинской границе и будут проходить в режиме защищенной видеосвязи.

В Белом доме объявили, что Байден планирует подчеркнуть обеспокоенность по поводу военной деятельности России на границе с Украиной, а также указать на приверженность США украинскому суверенитету и территориальной целостности.

Госсекретарь США Энтони Блинкен также говорил, что Байден заявит Путину о настрое Вашингтона наладить стабильные отношения с Москвой. «Я думаю, что, когда они будут говорить, президент изложит наш серьезный настрой на большую предсказуемость и стабильность в отношениях», - уточнил он.

Ожидается, что главной темой онлайн-переговоров Путина и Байдена во вторник, 7 декабря, станет ситуация с наращиванием военных группировок на границах России и Украины.

На днях начальник штаба армии США Джеймс МакКонвилл заявил о том, что с российской стороны близ границы сосредоточено от 95 до 100 тысяч военнослужащих, численность украинской группировки оценивается в 125 тысяч человек.

С учетом ресурсов сепаратистских украинских регионов ЛНР и ДНР количество бойцов с обеих сторон примерно равное: тем не менее при полном превосходстве российской армии в качественном отношении и неизмеримо большем боевом потенциале, американские специалисты весьма скептически оценивают перспективы ВСУ.

Видимо, это стало сыграло свою роль, побудив Джо Байдена к общению с российским коллегой - в последний раз стороны общались почти полгода назад в июле. "Я ожидаю, что у нас будет долгая дискуссия с Путиным", - сказал Байден репортерам в пятницу, когда вылетал в Кэмп-Дэвид. "Я не приемлю никаких красных линий", добавив, что он и его советники готовят инициативы, направленные на удержание Путина от вторжения.

К слову, о "красных линиях" по Украине Путин говорил на прошлой неделе на форуме "Россия зовет". По его словам, для Москвы это будет размещение вооружений на территории соседней страны и другие угрозы государственной безопасности. Официальный представитель МИД Мария Захарова, со своей стороны, отметила, что "красной линией" будет и вступление Украины в НАТО. 

В преддверие  встречи, интригу вносят и западные СМИ, размещая на своих страницах инсайдерские информацию, о  предпологаемом нападении российских войск по трем направлениям: на южные регионы страны, в сторону Днепра и Полтавы и на Киев с севера.

С такой информацией выступил таблоид Bild. По утверждению источников издания, есть два сценария вторжения России на Украину: одновременная атака с нескольких фронтов или поэтапное нападение. По данным таблоида, Россия планирует напасть на Украину в январе – начале февраля, заняв около двух третей территории страны, включая Киев.

 

Очевидно, что такой слив информации в преддверие встречи  не случаен, ибо если оно имеет основания,  то американская армия сможет вполне легитимно встать на границе лицом к лицу с российскими пограничниками.

Однако, заявления официальных представителей Белого Дома, дает повод говорить о том, что стороны постараются найти общие точки сопорикосновения. По некоторым данным, рейтинг Байдена падает, поэтому он попробует договориться. К примеру, речь может идти  о выдаче виз американским дипломатам.  

Ранее в ответ на объявленные Вашингтоном антироссийские санкции и очередную высылку дипломатов Москва ввела ограничения на наем американским диппредставительством граждан РФ и других стран.

С 1 августа американское посольство в Москве продолжило работу в минимальном за пять лет составе: его штат был укомплектован 120 сотрудниками. Скорее всего, будут достигнуты символические договоренности, их преподнесут как шаг к деэскалации, тем более в пятницу представитель Госдепартамента сообщил ТАСС, что США и Россия за последние дни достигли прогресса по двусторонним вопросам, касающимся дипломатических виз.

Напряжение между странами в любом случае будет нарастать. Участившиеся конфликты на Донбассе с применением тяжелого оружия говорит о том, что Москва и Вашингтон смогут договорится всего лищь на кроткосрочную перспективу. Крымский опыт показывает, что любое поглощение территорий Украины ни к чему хорошему во внешней политике не приводит.

Байден, считатеся представителем умеренного крыла неовильсонианской внешнеполитической школы, миссия которой в глобальной демократизации. В бытность вице-президентом при Обаме, Байден был сторонником нормализации диалога с Москвой, но при ряде условий. Так, перезагрузка отношений с Россией приветствовалась, однако она не должна быть связана с какими-либо уступками со стороны США на постсоветском направлении. 

Отношения между Вашингтоном и Москвой пережили существенные изменения, начиная с 2007 года, когда Владимир Путин произнес известную речь на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года, которая вошла в историю как "Мюнхенской речь Владимира Путина". Это был первый публичный вызов однополярной системе. Тогда этот демарш Путина политики связали, наступлением НАТО на Россию и меняющейся роли России в мире. Именно после этого обращения аналитики заговорили о начале новой "холодной войны". Американский сенатор Линдси Грэм тогда заметил: "Одной своей речью он сделал для объединения США и Европы больше, чем мы сами смогли бы сделать за десятилетие".

Принципиальная несовместимоть моделей мирового порядка, с которыми выступал Запад в 2007 году и выступает сегодня, и той моделью, которую предлагает Россия, заключается в том, что, говоря о нескольких полюсах, а не одном, Россия видит себя в качестве одного из этих нескольких полюсов. Не частью какого-то большого однополярного мира или чужого полюса, а именно одним из полюсов и в соответствие с этим нарративом рассчитывает свои геополитические амбиции.   

Вашингтон и Москва как минимум дважды в 2008 году и  в 2018 гг. старались уладить отношения, однако в виду коренных разногласий по поводу устройства мирового порядка, успеха добиться не удалось, наоборот кризис в отношениях достиг апогея. Аналитики считают, что сегодня между сторонами наблюдается системно-стратегический кризис, который несет в себе гораздо больше угроз долгосрочного характера.

Фундаментальные разногласия между двумя крупнейшими ядерными державами имеет несколько причин, одна из которых проблема прагматичного взаимовосприятия. Одержав победу в холодной войне, Вашингтон объявил о праве в одностороннем порядке выстраивать новую систему международных отношений.  

Россия же, которая не считает себя проигравшей в холодной войне, в новых реалиях, не смирилась с тем, что  ее не собираются воспринимать не только как равного партнера, но и  даже как одного из ключевых глобальных акторов.

Во многом это исходит из идеологических догм, широко распространненных в российской политической и научной среде, о том, что Россия дважды сыграла главную роль в процессе трансформации мирополитических правил игры. Первый раз это было в эпоху императора Александра I, разгромившего Наполеоновскую армию, что привело построению Венской системы мирового порядка, задача которой стало принцип поддержания баланса сил в Европе, как основа безопасности.    

Благодаря установленному Венским конгрессом 1815 г. балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе почти прекратились. До Крымской войны 1853-­1856 гг. крупных военных столкновений с участием держав в Европе не возникало.

Второй раз Россия, уже в формате Советского Союза внесла  вклад в победу над нацистской Германией и стала наряду со Штатами одной из основательниц Ялтинско-Потсдамской системы, суть которой заключалась в принципе разделения зон ответственности. 

Готовы ли стороны имея целый ряд фундаментальных разногласий пересмотреть свои подходы и выработать совместные принципы? Очевидно, что если стороны не смогут прийти к взаимпоремлемому согласию, то уже в ближайше время мир встанет на пороге новой войны, где в закулисных гибридных войнах столкнутся две ядерные державы, и целый ряд стран, а разменной монетой окажется Украина, по которой проходит сегодня линия цивилизационного разлома в Евразии.