Вашингтонская встреча уже изменила баланс сил в регионе, фактически вытеснив так называемый «формат 3+3»
Об этом заявил доктор политических наук и эксперт по региональной безопасности, выступая на вебинаре аналитического центра STEM «Грузия и Азербайджан в меняющемся мире: безопасность, экономика и пути региональной интеграции». Он положительно оценил итоги встречи лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтоне, состоявшейся по приглашению президента США Дональда Трампа. По его словам, это событие стало «большим шагом вперёд на пути к обеспечению долгосрочного мира и стабильности» в регионе.
«Воссоздание мира между Арменией и Азербайджаном — это восстановление исторической памяти 1920–1921 годов, когда три независимых государства действовали сообща, совместно противостоя всем внешним угрозам. Сегодня, на мой взгляд, историческая реальность повторяется», — заявил Маисая.
По мнению эксперта, Вашингтонская встреча уже изменила баланс сил в регионе, фактически вытеснив так называемый «формат 3+3», созданный при участии России. Маисая предложил новый вариант взаимодействия — условный формат «2+1+1», где «два» — это Азербайджан и Армения, «один» — Турция как региональная сила, и ещё «один» — США как международный актор. В перспективе к этому механизму может присоединиться и Европейский союз, а также Грузия.
Политолог подчеркнул, что Грузия играет ключевую роль в обеспечении транспортных и торговых связей как для Азербайджана, так и для Армении. Он предложил рассматривать новую концепцию «Кавказская геострата», разработанную грузинскими геополитическими школами, в качестве основы для мирного сосуществования. Эта концепция предполагает превращение региона в «остров мира», где взаимодействуют разные цивилизации и государства.
Маисая отметил, что Зангезурский коридор не станет конкурентом грузинским маршрутам, а, напротив, усилит коммуникационные возможности страны. В условиях, когда из-за войны в Украине и ирано-израильского конфликта северные и южные транспортные пути фактически закрыты, этот маршрут приобретает особое значение.
По словам эксперта, коридор может стать частью глобальных инициатив — китайского проекта «Один пояс — один путь» и американской экономической схемы «Запад—Юг», соединяющей порт Антверпен с Мумбаи. «Грузинский и зангизурский коридоры будут дополнять друг друга и значительно расширят возможности региона», — отметил он.
Маисая также привёл расчёты: первоначальная грузоподъёмность маршрута составит 8–10 млн тонн в год с ростом до 20 млн тонн в течение пяти лет, при этом логистические расходы сократятся на 35%.
Эксперт предупредил, что проект может столкнуться с сопротивлением России и Ирана, интересы которых он затрагивает. «Я уверен, что Россия займёт открытую враждебную позицию по отношению к этому проекту и усилит давление на Грузию, в том числе продвигая открытие железнодорожной линии в оккупированной Абхазии», — сказал Маисая.
Тем не менее, по его убеждению, выгоды соглашения перевесят все возможные риски. «Этот проект имеет значительные политико-экономические и стратегические дивиденды, которые способны превратить Южный или Центральный Кавказ в ключевой международный транзитно-коммуникационный центр», — резюмировал политолог.
Видео по ссылке https://youtu.be/wf-UyWun_G0