В последние пару месяцев американо-азербайджанские отношения претерпели резкие изменения и пошли на спад. США последние три года после заврешения 44-дневной войны как минимум на словах сохраняли определенный баланс и не принимали открыто ту или иную сторону.
Однако, после того, как Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет над всеми своими территориями вследствие успешно проведенных в сентябре локальных антитеррористических мероприятий в Карабахе и положил конец созданному там незаконному сепаратистскому образованию, ситуация кардинально поменялась.
Если где-то до конца сентября Штаты не могли определиться со своей позицией (видимо, пребывая в ступоре от того, что в регионе все решилось без них), то уже в начале октября начал активно раскручиваться маховик антиазербайджанской пропаганды, осуществлялись попытки оказать давление, делались заявления, принимались всякого рода резолюции, направленные против нашей страны.
Поначалу круг исполнителей этой грязной кампании со стороны США ограничивался отдельными продажными проармянскими сенаторами, рядом крупных американских изданий, ну и Евросоюзом, который, в принципе, выстраивает свою политику, мягко говоря, с оглядкой на Вашингтон. Чего стоят только предвзятые антиазербайджанские резолюции Европарламента и ПАСЕ, или же провокация американского издания Politico, растиражировавшего фейковую «сенсацию» о том, что якобы госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече с группой проармянских членов Конгресса заявил, что в ближайшее время Азербайджан собирается напасть на Армению и «оккупировать» провинцию Сюник (Западный Зангезур), чтобы проложить по этой территории новый транспортный коридор, который соединит Азербайджан и Турцию.
В ноябре эта антиазербайджанская кампания поднялась на новый уровень, и кульминационной точкой в ней стало сначала заявление главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что Евросоюз рассматривает возможность предоставления Армении военной помощи в рамках Европейского фонда мира, а затем известное выступление помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймса О'Брайена на слушаниях в Комитете по международным отношениям на провокационную тему «Будущее Нагорного Карабаха». Напомню, он заявил, что США не будут продлевать срок отказа от 907-й поправки, запрещающей прямую помощь Азербайджану (а Сенат США затем проголосовал за принятие соответствующего акта), до тех пор, пока не увидят прогресса в мирных переговорах между Арменией и Азербайджаном. Также было сказано, что США приостановили некоторые визиты высокого уровня до прогресса в переговорах о мире с Ереваном.
Кроме того, его устами Штаты изъявили желание диктовать Азербайджану, что ему делать с проектом Зангезурского коридора.
«Любой коридор должен создаваться только с согласия Армении, что приведет к транзитному буму для стран региона и мировых рынков, поскольку будет обеспечен доступ к указанным товарам. Транспортный коридор, который будет создан в ином варианте, с применением силы или при участии Ирана, столкнется с решительным ответом», - заявил О'Брайен.
С чем связаны подобные перемены?
Во-первых, с геополитическими интересами США и противостоянием Штатов с Россией и Китаем. В порыве выдавить Россию из Южного Кавказа Вашингтон использует все методы, вплоть до помощи в случае оказания со стороны России давления или же введения ею эмбарго в отношении Армении. США обещают, что окажут решительную поддержку в ряде сфер, в том числе в вопросе поставок дизельного топлива и энергоносителей, ядерного топлива для представляющей угрозу региону Мецаморской АЭС, поставок пшеницы, обеспечения интернетом, обеспечения необходимой военной техникой, обмундированием и вооружением, необходимой технической поддержки органов безопасности Армении, включая полицию, и т.д. Американская сторона гарантировала, что ею с лихвой будет обеспечена полная поддержка армянским партнерам.
Но если Россию удалось ослабить в результате войны с Украиной, то другой геополитический противник – Китай, встал у Штатов костью в горле, ставя под угрозу гегемонию американцев на мировой арене. Поднебесная уже давно распространила свое влияние и закрепилась в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Транскаспийский международный транспортный маршрут, известный также как «Средний» или «Срединный коридор», призван стать одной из составных частей проекта масштабного сухопутного проекта КНР «Один пояс, один путь». Это, так сказать, самый функциональный и безопасный из его «рукавов», недаром Си Цзиньпин заявил о намерении Китая принять участие в ТМТМ.
Ведь «Один пояс, один путь» значительно увеличивает потенциал Китая, создавая для него своеобразную подушку безопасности в виде запасных транспортных артерий на случай прямого противостояния с Штатами.
Азербайджан в силу своего расположения играет одну из ключевых ролей для реализации этого проекта. И если поначалу США поддерживали проект «Среднего коридора», так как это противоречило интересам России, было хорошей альтернативой после введения санкций против РФ и перекрытия в ответ традиционных логистических маршрутов, по которым осуществлялись поставки в страны Запада, то впоследствии, видя его стремительное развитие, Вашингтон изменил свое мнение. Не желая усиления КНР, возникновения в этой части мира новой, не устраивающей США реальности, американцы решили прибрать к рукам важный регион, где сосредоточены ресурсы и транзитный потенциал, чтоб отсечь Китай от транзитных путей, обнулить «Средний коридор», и отвести Центральную Азию от сотрудничества с непосредственными соседями.
Недаром О'Брайен выразил недовольство американского правительства на решении Азербайджана строить коммуникации в Нахчыван через Иран.
Другой немаловажный момент использование Вашингтоном в качестве «кнута» против Баку инструментариев пост-советской эпохи, которая постепенно уходит в историю. Взять хотя бы ту же пресловутую 907-ю поправку, которую решили использовать в качестве инструмента давления на Баку Штаты.
Напомним, эта поправка была принята в 1992 году, когда армянами уже был учинен геноцид, совершены этнические чистки против мирных азербайджанцев, оккупированы Шуша и другие азербайджанские территории. И был он принят как своего рода санкция против Азербайджана за… «блокаду Армении и оккупацию Карабаха». Теперь же, когда Вашингтону не по душе независимая политика Баку, он заново использует те же методы, что в лихие 90-е.
А в 1995 году в Конгрессе США был образован армянский кокус, который, например, в 2020 году призвал администрацию США признать независимость бывшего незаконного сепаратистского образования, созданного на территориях Азербайджана. А до этого добивался выделения американской гуманитарной помощи «Нагорному Карабаху».
Ну и, наконец, привыкший все контролировать и во все вмешиваться Вашингтон не хочет принять, что небольшая, но гордая страна на Южном Кавказе не хочет идти под крыло Дяди Сэма, да и вообще примыкать к какому-либо из лагерей, предпочитая строить со всеми равноправные и взаимовыгодные отношения.
О предвзятых отношениях США, говорит и то, что за все время после деоккупации азербайджанских земель, американский посол в Азербайджане так и не посетил Шушу, что достатчоно показательно, какой на самом деле позиции продолжает придерживаться Вашингтон.
Однако, вероятно Госдепартамент признал серьезные ошибки, допущенные дипломатией США на Южном Кавказе, и менее чем через две недели после объявления фактически об открытой конфронтации и жестких заявлений в адрес Азербайджана, из Вашингтона подул «ветер перемен» - Штаты очень быстро осознали ошибочность избранной тактики и пошли на попятную.
Так, пару дней назад все тот же помощник госсекретаря США Джеймс О'Брайен на специальном телефонном брифинге для журналистов уже выступил с более сбалансированным заявлением. «Мы видим подлинную возможность достижения Азербайджаном и Арменией мира. <...> И за счет этого мы усматриваем подлинную возможность для всего региона получить пользу. К примеру, если торговля сможет идти из Центральной Азии через Азербайджан и Армению в Турцию, то это было бы существенным стимулом для всех стран, расположенных на этом торговом маршруте. И мы бы приветствовали возможность быть частью этого», - сказал он.
Ну а накануне государственный секретарь США Энтони Блинкен позвонил Президенту Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву и попросил дать разрешение на визит помощника государственного секретаря США Джеймса О'Брайена в декабре в Азербайджан с целью нормализации отношений.
Так почему Вашингтон вдруг резко изменил свою позицию? Что вынудило американцев изменить стратегию поведения?
В первую очередь, Азербайджан показал, что он неприклонен в вопросах касательно национальных интересов. Баку сразу же отказался от запланированной в Вашингтоне встречи с Арменией на уровне министров иностранных дел, запланированной на 20 ноября. МИД Азербайджана недвусмысленно намекнул, что такой односторонний подход может привести к тому, что США утратят свою роль посредника (как это уже случилось с Францией). При чем, учитывая сколько сил и средств вложил непосредвенно госсекретраь Блинкен для подписания мирного договора между Ереваном и Баку.
Следом от Азербайджана последовало еще несколько месседжей американской стороне. Так, Баку резко отреагировал на заявления руководителя USAID Саманты Пауэр, назвавшей покинувших Карабахский регион Азербайджана армян «вынужденно перемещенными» лицами. В частности, помощник Азербайджана – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев сделал жесткую публикацию по поводу заявлений Пауэр в соцсети. Напомнив, что Пауэр, будучи на посту постоянного представителя США в Совете Безопасности ООН, никогда не поднимала вопрос о плачевном положении азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев и не требовала выполнения резолюций Совбеза, Гаджиев написал: «Маски сорваны! В Азербайджане больше нет места деятельности Агентства США по международному развитию!». То есть, фактически, USAID указали в Азербайджане на дверь.
Далее в отечественных СМИ появилась информация о запланированном США мероприятии под названием «Гала-вечер выпускников». Оно должно было состояться 27 ноября в одном из столичных отелей и подавалось как встреча с группой азербайджанских студентов, обучающихся в Штатах. Однако, как было отмечено в СМИ, на самом деле так называемая «встреча» была всего лишь прикрытием для того, чтобы устроить мероприятие, в котором участвовали бы представили местной агентурной сети - лица, получившие образование в США и подвергшиеся обработке со стороны американских спецслужб. В итоге встреча была отложена, что лишь доказало оправданность озвученных обвинений.
Параллельно произошло разоблачение некоторых «журналистов» и «независимых» медиа, которые проводили подрывную деятельность в Азербайджане. Курировали их общественные и гуманитарные организации из США и Европы, включая всю ту же печально известную USAID, в связи с чем 28 ноября в МИД Азербайджана были отдельно вызваны временные поверенные в делах посольств США и Германии, а также чрезвычайный и полномочный посол Франции. Было отмечено, что Агентство международного развития США, FreedomNow, New Democracy Fund и другие организации, нарушая правила предоставления грантов, осуществляли незаконную передачу финансовых ресурсов на территорию Азербайджана, внесли незаконный вклад в деятельность «AbzasMedia».
Азербайджанская сторона жестоко осудила эту деятельность, которая противоречит законодательству и направлена на вмешательство во внутренние дела страны, и было доведено до сведения, что в связи с указанными фактами она оставляет за собой право принимать соответствующие меры в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, Вашингтону четко дали понять, что Баку не собирается прогибаться и не поддастся на угрозы. В свою очередь, американцы поняли, что рискуют потерять влияние в регионе.
Также у Вашингтона есть свой интерес в Зангезурском коридоре. Географическое расположение, возможности и способности Азербайджана решать сложные задачи и привлекать партнеров бесценны. Особенно для США, которые намерены усилить конкуренцию с Китаем в Центральной Азии. А испортить отношения с Баку будет означать фактически закрытие дороги в Центральную Азию.
Эти факторы объясняют смену риторики Вашингтона по отношению к Баку. Только вот последними своими действиями они сильно подорвали доверие азербайджанской стороны. И восстановить его будет непросто.