Парламентские выборы в Грузии, прошедшие в субботу, 26 октября выиграла  с результатом в 54 процента голосов правящая партия "Грузинская мечта". Процесс оказался достаточно насыщенным, а борьба за место в парламенте была ожесточенной.

Президент страны Саломе Зурабишвили и оппозиция отказались признать официальные результаты голосования и призвали к протестам, указав на многочисленные нарушения. "Мы стали свидетелями и жертвами российской спецоперации, одной из новых форм гибридной войны, совершенной против нашего народа и нашей страны", - заявила Зурабишвили.

В парламент также прошли четыре главные оппозиционные коалиции — «Коалиция за перемены» (11%), «Единое национальное движение» (10,2%), «Сильная Грузия», (8,8%), «Гахария за Грузию» (7,8%). Они выступают за сближение Грузии с Западом.

В грузинском парламенте заседают 150 депутатов. 89 мандатов досталось "Грузинской мечте". "Коалиция за перемены" получает 18 мест в парламенте, "Единство – национальное движение" – 17, Сильная Грузия" – 14, а "За Грузию" – 12.

Парламентская оппозицию суммарно поддержали чуть менее 38% избирателей. Президент Грузии Саломе Зурабишвили явно недовольна результатами выборов и открыто об этом заявляет. Ее недовольство связано с тем, что, вероятнее получив политическое большинство партия «Грузинская Мечта» может поднять вопрос импичмента президента, и Зурабашвили может уйти с поста президента страны.

Это не является чем-то новым: институт президентства находится в открытой конфронтации с правительством, и эта тенденция будет все более ужесточаться.

С каждым последующим выступление политическая риторика президента становится все жестче, что говорит о том, что после этого в стране могут возникнуть серьезные политические проблемы.
Отношение Западных стран к итогам выборов тоже неоднозначное: страны ЕС и США выражают свое негодование, а некоторые и вовсе идут на серьезные шаги. Например, в правительстве Швеции заявили, что приостановили все прямое сотрудничество с властями Грузии, однако финансирование проектов общественных организаций продолжится. Напомним, что отношения между Западом и Грузией переживают нелегкие времена еще со времен подписания нашумевшего закона об «иноагентах».

В США это привело к приостановке американской помощи Тбилиси на сумму $95 млн и санкциям против членов грузинского парламента. Представитель Госдепартамента Мэттью Миллер заявил после окончания выборов, что Вашингтон «не исключает дальнейших последствий», если руководство республики продолжит «‎‎отклоняться от евроатлантического пути и игнорировать принципы демократии».

Из этого следует, что победа партии «Грузинская мечта» не отвечает интересам Запада, который всячески пытается поставить Грузию политическую зависимость. Вероятно, ЕС будет выражать свое недовольство относительно политической ситуации в Грузии, а может и усложнить процесс евроинтеграции, к которому так стремилась Грузия.

Оппозиция сильно встревожена и требует повторного проведения выборов. Тинатин Бокучава, лидер объединения «Единство — Национальное движение» (в которое входят партии экс-президента Михаила Саакашвили ЕНД, а также их союзники «Стратегия Агмашенебели» и «Европейская Грузия»), первой заявила, что сегодняшние исторические выборы стали победой грузинского народа и останутся его победой.

«Это подтвердили и данные экзит-полов, проведённых международными организациями: очевидно, что проевропейская оппозиция одержала победу с значительным перевесом»,- сказала она. Лидер партии «За народ» Ана Долидзе также выразила негодование по поводу решения ЦИКа и пообещала, что коалиция приложит все усилия для защиты гражданского выбора. Но назад дороги нет, и выборы уже очертили будущую политическую траекторию Грузии на последующие года.

Оппозиция в Грузии не будет сидеть сложа руки. Как заявил грузинский эксперт Гиа Кутчава аналитическому центру STEM, те оппозиционные партии, которые преодолели 5% барьер, отказываются принимать итоги выборов. Но в итоге, как предполагает эксперт, при посредничестве европейских структур все равно войдут в парламент.

«Сам президент хочет переизбраться на второй срок, но это кажется нереальным: следующего президента будет выбирать коллегия выборщиков состоящего из депутатов парламента и из местных муниципальных органов. Понимая, что большинство в парламенте представляют партию «Грузинская Мечта», а позиция Зурабишвили идет в разрез с правящей партии, вряд ли ее кандидатуру посчитают успешной», - сказал он.

В будущем Грузию ждет не менее важные муниципальные выборы, и все-таки парламентские трибуны могут стать достойным инструментом для дальнейшей стратегии оппозиционных партий. В свою очередь, эксперт допустил, что к концу этого года оппозиция присоединиться в парламент, а через 2 года могут состояться досрочные парламентские выборы. «Но я не верю в то, что партия Саакашвили вернется к власти».

Парламентские выборы в Грузии не привели к тотальным изменениям: правящая партия осталась у власти, оппозиционные партии и дальше будут противостоять партии «Грузинская Мечта». В принципе, оппозиция не достигла своих целей, а недовольство Запада может привести к еще более решительным шагам против Грузии. 

 
Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами