Нынешний год, тяжелый для всех без исключения экономик мира из-за пандемии коронавируса COVID-19, стал для экономики Армении абсолютно провальным, и коронавирус тут сыграл не самую главную роль. Учитывая все прогнозы и настоящее положение дел становится очевидно - сегодня экономика Армении пикирует в глубочайший экономический кризис который будет иметь долгосрочные катастрофические последствия для населения страны. Рассмотрим основные причины кризиса, которые, разумеется появились далеко не сейчас.

После развала Советского Союза и начала нагорно-карабахской войны в девяностых годах, экономики Азербайджана и Армении оказались в плачевном состоянии. 
Тогда, в результате оккупации Арменией азербайджанских земель было разграблено и уничтожено около 900 азербайджанских сел, была прекращена деятельность почти 7 тысяч азербайджанских предприятий, захвачено 25 процентов всего лесного массива Азербайджана, а также различных богатых полезными ископаемыми (золото, хромит и медь) месторождений, миллион беженцев были изгнаны из своих домов.

По оценкам Организации Объединенных Наций, общий экономический ущерб от оккупации земель Азербайджана оценивается примерно в 53,5 миллиарда долларов. Сама Армения же в результате агрессии оказалась в экономической блокаде (которая продолжается вот уже около тридцати лет) со стороны региональных соседей - Азербайджана и Турции.

Однако, несмотря на оккупацию территорий, проблемы беженцев и экономические проблемы в 1990-х годах, Азербайджан преодолел экономический кризис и даже пережил экономический бум и в 2008 году, став страной с самым высоким ростом ВВП (34,5 процента) в мире. Сегодня экономика страны стабильна и даже общий экономический спад 2020-го года не повлиял на стоимость азербайджанский валюты.
При этом Армения за прошедшие годы столкнулась с самыми серьезными социально-экономическими проблемами в регионе: в 1993 году ВВП в Армении сократился до 47 процентов, а инфляция достигла 5 000 процентов, а бедность увеличилась с 20 процентов в 1988 году до 55 процентов к 1996 году.

Закрытие границы Армении с Азербайджаном и Турцией сделало ее зависимой от Грузии, однако  в 2008 году из-за политической нестабильности в Грузии экономика Армении стала еще более уязвима. Вице-президент турецко-армянского совета развития бизнеса (TABDC) Ноян Сояк много раз жаловался, что транзит товаров через Грузию приводит к тому, что грузы вынуждены простаивать там неделями, а при таможенном оформлении на армянских товарах уже отмечается Грузия, а не Армения.


По словам армянского экономиста Гранта Микаеляна, «поскольку Россия является крупнейшим торговым партнером Армении, большая часть торговли страны осуществляется по единственной автомагистрали, проходящей через Грузию. Зимой торговля может остановиться на месяц или два из-за большого количества снега. Этот маршрут также политически хрупок из-за отношений между Россией и Грузией. Точно также торговый путь с Ираном политически чувствителен с точки зрения некоторых соседей Ирана и отношений с США".

Надо понимать, что в то время как регион развивался благодаря энергетическим проектам, новым транспортом возможностям и инвестиционным ресурсам, оккупационная политика лишила Армению возможностей участвовать в региональных транспортных проектах и заработать немалые деньги для казны став страной-транзитером для поставок азербайджанских энергоносителей. С каждым годом экономическая ситуация в стране ухудшалась, инвестиции в страну не достигали нужных для развития экономики объемов,  безработица и отток людей из страны росли. Нынешняя банковско-кредитная система Армении, процентные ставки по кредитам, условия залогового обеспечения, коррупция со стороны государства, все то не давало развиваться в стране среднему и малому бизнесу.
Вот в таком печальном состоянии Армении подошла к роковому 2020-му году, когда пандемия коронавируса прошлась мертвой косой по мировой экономике.

По сравнению с показателями прошедшего года, уже во 2-м квартале 2020 года, экономический спад в Армении составил 13,7%, а уровень безработицы – вырос до 20%. Согласно официальным данным, каждый четвертый гражданин Армении в середине 2010-го года уже жил за чертой бедности, а коэффициент миграции в Армении (разница между иммигрантами и эмигрантами) составлял минус 5,6 на 1 000 человек. 

 

Кроме того, Армения  была вынуждена заимствовать максимальную сумму, которую могла получить у Международного валютного фонда (МВФ), чтобы закрыть дефицит бюджета и выполнить обязательства по иностранным платежам. И все это не учитывая последние события в регионе.

Главным шоком для экономической ситуации в стране стала, безусловно, война в зоне нагорно-карабахского конфликта, которая очевидно в самом скором времени добъет и без того болезненную экономику Армении, усугубив нынешнюю рецессию, возникшую из-за пандемии. После начала военных действий в конце сентября на оккупированных территориях Азербайджана, реакция долгового рынка не заставила себя ждать.

По данным на 16 октября, через три недели после начала контрнаступления азербайджанских сил, пятилетние государственные евробонды Армении упали более чем на 3,7% в денежном выражении, в то время как четырехлетний суверенный выпуск Азербайджана с тех пор практически полностью восстановился.

 

Уже сейчас инвесторы делают ставки на то, что экономика Азербайджана справится с конфликтом в Нагорном Карабахе намного лучше экономики Армении.  Кредитный рейтинг Армении уже был понижен агентством FitchRatings. Агентство напрямую связывало это с тем, что война усугубила упадок в Армении.

 

По предварительным оценкам, влияние войны на экономику Армении и ущерб, который она понесла за месяц военных действий, составляет более 2,5 миллиарда долларов.

 

Кроме того, происходящий в стране хаос, безусловно и в самой краткосрочной перспективе повлияет на инвестиционные вложения, гарантия безопасности которых низки и армянским государством не обеспечивается. Кстати, до войны объем иностранных инвестиций, прямо скажем не работал на армянское государство. Согласно Докладу о мировых инвестициях 2020, за последние 6 лет объем прямых иностранных инвестиций вложенных в Армению составил 1,6 миллиардов долларов США (тогда как в Азербайджан было вложено 19 миллиардов долларов).

До 2019 года объем ПИИ, поступающих в страну был равен 5,9 миллиардам долларов США (в Азербайджан за это время было вложено 32 миллиарда долларов США). Понятно, что война все только усугубит: в результате массового вывода из Армении инвестиций  в самое ближайшее время экономику страны ждет  макроэкономическая нестабильность, еще больший рост безработицы и снижение роста производства, что в свою очередь станет началом глубочайшего за последние годы экономического кризиса. 

О внутренних инвестициях, учитывая плачевное состояние экономики Армении в последние годы, речи идти вообще не может. В стране попросту нет такого объема свободных средств. 
Что же касается производства, то в последние годы немалая доля дохода Армении приходилась на продукты горнодобывающей промышленности, которые однако добывались незаконно на оккупированных территориях Азербайджана. Понятно, что после освобождений этих территорий ни о какой промышленной добыче ископаемых не может быть и речи,  что лишает армянскую экономику еще одного источника дохода.
Таким образом, сегодня Армения практически не имеет шансов на восстановление хоть какого-бы то ни было приличного уровня экономической стабильности и катится в ту финансовую пропасть из которой ее не вытащат уже и все финансы мирового армянства.