Выход американцев из Афганистана создает дополнительную террористическую угрозу для стран постсоветского пространства. Сейчас многие аналитики убеждены в том, что талибан имеет планы по вторжению в такие страны как Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Однако насколько у них хватает на это силы и возможностей отдельный вопрос. Куда опаснее рост риском террористических актов в стратегических объектах.

Другой опасностью являются «спящие ячейки» террористов на Северном Кавказе. Все эти вопросы на сегодня являются главными в повестке дня России и всех постсоветских государств.

О том, насколько возможно активизация терроризма на постсоветском пространстве рассказал в интервью STEM эксперт безопасности и международному терроризму Ахмет Ярлыкапов.

Какие угрозы на сегодня есть для Кавказа в связи с тем, что талибы активизируются в Афганистане? Возможно ли какое-либо обострение на территории Северного Кавказа?

Американцы уходят из Афганистана в связи с признанием, что они ничего так и не смогли сделать с влиянием талибан в этой стране. Теперь, они с ними ведут переговоры, и теперь талибы на самом деле должны сдерживать влияние ИГИЛ в Афганистане, которые на сегодня на много сильнее, чем на Ближнем Востоке. Сегодня в Афганистане есть неконтролируемые территории, которые находятся под влиянием более радикальных группировок, чем талибан. Талибы именно, что сейчас должны взять под свой контроль эти территории и поставить конец этим террористам, так как ставка на афганское демократическое правительство не оправдало себя.

Уход американцев конечно же настораживает наблюдателей, потому что с их уходом, влияние талибов будет только расти и с ними потом придется в том или ином виде общаться. При этом нужно добавить, что у самих талибов тоже нет такой силы, чтобы контролировать все территории Афганистана. По крайне мере, это мы видим на сегодня. Поэтому хаос в Афганистане неизбежен и на нас это будет сказываться отрицательно.

И Кавказ, и постсоветское пространство в целом оказывается под прицелом с разных сторон. В этом смысле странам постсоветского пространства нужно подумать о совместной кооперации. Кстати в этом плане Азербайджан работает на опережение и главы МИД Азербайджана, Турции и Пакистане в январе этого года эти темы обсуждали и подписали Исламабадскую декларацию. Такого рода кооперация всех стран постсоветского пространства с местными крупными региональными игроками была бы полезна. В первую очередь с Пакистаном.

Сегодня ряд экспертов и аналитиков убеждены в том, что хаос в Афганистане должен в первую очередь провалить экономические проекты Китая в частности «Один пояс, один путь» в Центральной Азии. Насколько это убеждение соответствует действительности?

Я скептически отношусь к подобной аналитике. Считаю, что талибам в самом Афганистане нужно для начала разобраться. Им бы для начала взять под контроль весь Афганистан, что мне кажется невозможно. То есть взять под полный контроль ситуацию в Афганистане им не по силу, не говоря уже о том, что-то делать в странах Центральной Азии. Другое дело, что хаос и нестабильность в Афганистане, которое будет продолжаться неопределенное время, они будут оказывать влияние на страны Центральной Азии. В этом плане опасения вполне реальны.

Тут вопрос не в желании талибов дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, а как раз не в способности талибов взять полный контроль в Афганистане. Было бы хорошо, если бы они смогли взять под полный контроль всю страну, это было в данном контексте лучшим решением, чем то, что в реальности мы будем иметь.

Насколько страны Центральной Азии и ее силовые ведомства готовы к хаосу в Афганистане? Насколько они просчитывают все вытекающие риски из сегодняшнего положения?

Сейчас трудно говорить о готовности стран Центральной Азии. На сегодня можно пока говорить о том, что только Узбекистан выглядит достаточно уверенно. Однако талибам не зачем выходить за границы Афганистана им бы внутренние проблемы решить.

С другой стороны, история с ИГИЛ, показало, что ни один из спецслужб постсоветских государств был не готов к такому роду вызову. Огромное количество людей поехало в Сирию и Ирак из стран постсоветского пространства, сети вербовщиков очень вольготно чувствовали себя на постсоветском пространстве и этот опыт нужно учитывать и реально оценивать ситуацию. Талибы – это хорошая пугало на самом деле, в реальности с ними можно вести диалог и этот диалог уже ведется со стороны разных государств. Нам же нужно заострять внимание на других террористических организациях.

Остались ли на Северном Кавказе какие-то террористические ячейки?

Сейчас такое впечатление, что ничего не осталось и большинство уехало в Сирию и Ирак и там погибли, но у наблюдателей остались ряд вопросов. К примеру, куда делись сеть вербовщиков? Никто не знает, что с ними произошло. Они ушли в подполье. То есть скорее всего эти люди остаются на своих местах.

С другой стороны, очень высокий уровень радикализации никуда не делся. Эти два момента, которые не дает успокоится и эти факторы еще могут «выстрелить». Первое – не понятно где вербовщики. Второе – высокий уровень радикализации. Это все создает тревожный фон, который создает возможности для потенциальной вспышки.