5 марта военнослужащий азербайджанской армии Руслан Панахов, который ранее был задержан армянскими военными в связи с пересечением условной азербайджано-армянской границы был возвращен Азербайджану. Как известно проникновение азербайджанского военнослужащего на территорию, контролируемую армянской стороной произошло вследствие того, что он заблудился при неблагоприятных погодных условиях при перемещении между служебными позициями на территории Лачинского района.

Событие примечательно тем, что в Ереване по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «терроризм», однако спустя несколько дней инцидент был исчерпан. Предполагается, что по дипломатическим и другим каналам между Баку и Ереваном по велся активный диалог результатом которого и было освобождение военнослужащего. Эта тема могла подниматься и на встрече глав МИД АР, РА и ФРГ в Берлине.

Примечательно, что азербайджанская сторона не создавала ажиотаж вокруг данной темы, по видимому рассчитывая не обострять ситуацию. Кроме того, в случае неудачи в переговорах не исключалось возникновение нового пограничного обострения.

По всей видимости, нового обострения не желают и в Ереване. Так 5 марта выступая на брифинге в военном пантеоне «Ераблур» глава Генштаба ВС Армении Эдвард Асрян заявил, что скоплений азербайджанских войск на границе нет.  «ВС Армении внимательно следят за передвижениями противника. Оперативная ситуация оценивается как относительно стабильная», - сказал Астрян.

На фоне обострения отношений с Москвой по поводу решения о выводе российских пограничников с аэропорта «Звартноц» Ереван не заинтересован в обострении отношений еще и с Баку по пограничным вопросам. Этим, дополнительно, может объясняться сговорчивость армянской стороны.

7 марта  вице-премьеры Азербайджана и Армении Шахин Мустафаев и Мгер Григорян провели очередную встречу в рамках заседания комиссий по делимитации. Если увязать это событие с предыдущими, то очевидно, что стороны не заинтересованы в эскалации напряженности на границе и могут стремиться к достижению конкретных результатов в рамках ведущихся переговоров.

В тот же день министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, заявил, что Армения искренне хочет как можно скорее открыть государственную границу с Турцией. Как известно, вопрос открытия турецко-армянской границы сопряжен с решением пограничных и других вопросов Армении с Азербайджаном. Поэтому прогресс по пограничным вопросам с Баку, может быть выгоден и в свете урегулирования армяно-турецкой проблематики.

Однако 9 марта, комментируя утверждения Армении о якобы оккупации азербайджанской стороной территории 31 села этой страны в службе вице-премьера правительства Азербайджана Шахина Мустафаева,  сообщили о необходимости освобождения  всех 8 азербайджанских сел, остающихся под ее оккупацией.

Что явно свидетельствует о том, что процесс идет не столь гладко как хотелось бы.

При этом, в офисе вице-премьера отметили, что азербайджанская сторона считает необходимым отметить, что «до проведения делимитации государственной границы совершенно безосновательно заявлять о том, что земли, принадлежащие 31 селу Армении «оккупированы».

Что касается 4-х неэксклавных азербайджанских сел (Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейримлы и Гызылгаджылы), оккупированных Арменией, принадлежность их Азербайджану бесспорна и они подлежат немедленному освобождению.

Армянская сторона утверждает, что Баку таким образом ставит Еревану ультиматум, в то время как азербайджанская сторона, обозначая свою позицию предлагает не увязывать процесс делимитации с возвращением территорий, которые безусловно считаются азербайджанскими и по всем существующим картам относятся к территории Азербайджанской Республики. Армения, признавая территориальную целостность Азербайджана должна безусловно освободить указанные села Казахского района.

В настоящее время о силовом решении вопроса речь не идет, однако нельзя исключать, что по мере проволочек с армянской стороны азербайджанские войска могут занять указанные села самостоятельно.

Ранее армянские СМИ сообщали что любое посещение указанных сел со стороны Армении ограничено, а в информационном поле ведется осторожная подготовка населения к возможности возвращения сел.

В этом аспекте нельзя исключать, что в рамках ведущихся согласований между сторонами в ближайшем будущем вопрос будет решен.