4 февраля казахстанская сторона опубликовала предварительный отчет о катастрофе азербайджанского пассажирского самолета возле Актау. Вслед за этим министерство транспорта и высоких технологий Азербайджана опубликовало развернутый анализ полученных сведений.
В азербайджанских СМИ появились материалы, что в день трагедии лайнера Azal официальный самолет президента Ильхама Алиева «Баку-1» столкнулся с внешними техническими помехами во время полета в Санкт-Петербург на неформальный саммит Содружества Независимых Государств (СНГ) 25 декабря. СМИ напомнили, об информации распространенной 4 января на сайте агентства Turan, в котором указывалось, что президентский самолет внезапно покинул российское воздушное пространство и вернулся в Баку из-за непредвиденных радио-технических проблем.
Азербайджанские источники утверждают, что самолет AZAL был атакован российским зенитно-ракетным комплексом «Панцирь-С1». Российская сторона сообщает, что после поражения самолета, в 05:21:42 был объявлен план реагирования, известный как «Ковер», запрещающий полеты гражданской авиации. Однако остается неопределенность относительно оперативной сферы действия протокола и того, были ли уведомлены азербайджанские пилоты. Информация об уведомлении отсутствует.
Если российские авиационные власти действительно активировали «Ковер» в ответ на воздушную угрозу, остается неясным, почему азербайджанские летные экипажи не были проинформированы.
Делается заключение, что учитывая, что президентский самолет вылетел из Баку после этих событий, но все равно столкнулся с проблемами навигации в российском воздушном пространстве, становится все более вероятным, что вмешательство вышло за рамки непосредственных последствий инцидента с AZAL.
Среди появляющихся версия стали заметны версии о преднамеренном вмешательстве, что может иметь явный геополитический контекст.
В течении недели еще одно событие привлекло всеобщее внимание. А именно информация о том, что МИД Азербайджана обратился к российской стороне с призывом прекратить работу «Русского дома» в Баку из-за отсутствия регистрации в качестве юрлица. В последствии официальный представитель МИД Мария Захарова подтвердила, что Москва получила от азербайджанской стороны уведомление о прекращении деятельности «Русского дома» и заявила, что Москва готова выполнить необходимые действия для его регистрации в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.
Она также добавила, что рассчитывает, что ситуация с Российским культурным центром в Баку будет разрешена в положительном ключе. По ее словам, Россия неоднократно предлагала азербайджанской стороне этот вопрос по дипломатическим каналам в рамках соответствующих консультаций. Из чего можно сделать вывод о том, что данный вопрос поднимался и ранее.
Спустя сутки уже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что российская сторона предпринимает действия по продлению деятельности «Русского дома» в Баку. В то же время он отметил, что президент России не будет комментировать отчет о предварительном расследовании крушения самолета AZAL, опубликованного казахстанской стороны. А Росавиации, комментируя отчет, вообще заявили, что документ «не содержит выводы о причинах произошедшего».
Ситуация свидетельствует о том, что текущие противоречия между Баку и Москвой продолжают сохраняться. Причем Баку все более явственно демонстрирует свою политическую субъектность, настаивая на выполнении его требований, а Москва, по видимому, усматривая в них геополитические нотки, не спешит с их выполнением.
На этом фоне, общественный фон стал будироваться заявлениями отдельных депутатов Госдумы РФ в отношении азербайджанцев, проживающих в России и ответными заявлениями членов азербайджанского парламента.
Тем временем, дальнейшее ухудшение двустороннего диалога может привести и к региональной напряженности, чего в настоящее время Москва и Баку старательно избегают, что видно по действиям представителей власти с обоих сторон.
В то же время, намерение Баку обратиться в международный суд может существенным образом изменить ситуацию и привести к открытой напряженности между сторонами. Азербайджанская сторона всеми способами демонстрирует, что не желает такого развития событий, но что развитие ситуации не оставляет Баку другого выбора. Но, по прежнему дает понять Москве, что у нее все еще остается время изменить текущую линию поведения и удовлетворить требования, озвученные президентом Ильхамом Алиевым.