Возвращение Лачинского района 1 декабря под юрисдикцию Азербайджана после 28 лет армянской оккупации, предопределило итог второй Карабахской войны восстановлением суверенитета по периметрам всех границ Азербайджанской Республики.  Исход 44-дневной  войны, можно сказать, спас облик международной  правовой системы, которая переживает глубочайший кризис последние десятилетия. Так, на глазах всего мира 4 резолюции Совбеза ООН, многочисленные правовые решения международных организаций и правовых институтов о восстановлении территориальной целостности Азербайджана игнорировались, а откровенно наплевательское отношение к призывам их выполнению со стороны Армении, и вовсе бросала тень на основу международного права, защищающего суверенитет стран, установленного после Второй мировой войны.

В этом плане, трехстороннее соглашение, о прекращении боевых действий, подписанное лидерами Азербайджана, России и Армении, ознаменовавшее окончание войны, базировано на крепкой международно-правовой основе в виде 4-х резолюций ООН о деоккупации азербайджанских земель.

 

Азербайджан совместно с Турцией, которая выступила с политической поддержкой Баку в ходе карабахского конфликта, создали прецедент, когда были выполнены решения одного из международно-правовых институтов, что несомненно повысит имидж Баку в мировом масштабе. О созидающей роли Баку в международно-правовой практике региона, рассказал на днях глава государства Ильхам Алиев в обращении к народу.      

"В нашем регионе возникла новая реальность. Эту реальность создали мы. Эту реальность создал Азербайджан. Мы изгнали врага с наших земель. Мы выполнили резолюции Совета Безопасности ООН. Эти резолюции на протяжении 27 лет оставались на бумаге. 27 лет эти резолюции для многих являлись просто клочком бумаги – не только для Армении, но и для других. Мы говорили, что международное право на нашей стороне, что резолюции Совета Безопасности ООН требуют вывода оккупационных сил с наших земель. Однако это не имело результата. Мы создали новую реальность в международно-правовой практике и в нашем регионе. Мы восстановили нашу территориальную целостность»,- заявил президент Азербайджана.      

Успешная контр-операция азербайджанской армии, позволила военным путем освободить значительную часть территорий из под оккупации.  Теперь слово за дипломатией. Главная задача на начальном этапе подвергнуть демилитаризации остатки армянской армии на территории Ханкенди и других населенных пунктах. Этим вопросом, вероятно и  будет заниматься непосредственно российская миротворческая миссия. Здесь надо отметить и состав делегированных в Азербайджан российских миротворцев, которые проходили особую подготовку для решения именно такого рода конфликтов.

Сегодня в Карабахе расквартирована 15-я мотострелковая бригада Центрального Военного Округа.  Состав этой группы изначально создавался и затачивался под миротворческую деятельность. Военные этой бригады как раз и обучены выполнять задачи по разоружению, контр-партизанской и контр- террористической деятельности на территориях условного отсутствия административного регулирования.  

 

Процесс вывода оставшихся армянских войск из Нагорного Карабаха, очевидно будет идти также под наблюдением российско-турецкого мониторингового центра, который строится в Агдаме.

Однако, в условиях призывов к реваншизму и склонности к диверсиям армянской стороны, деятельность российских миротворцев может вызвать вопросы.  Опыт показывает, что армяне склонны нарушать режим перемирия и провоцировать новые конфликты.  

 Показателен тот факт, что неделю назад был взорван водопровод Ханкенди – Шуша. В условиях наступившей суровой зимы громадный военный контингент Азербайджана в городе Шуша,  на несколько дней остался без водоснабжения. Судя по ущербу, это был не рядовой случай, а организованный  диверсионной группой.

Дальнейшая судьба Нагорного Карабаха, в частности с крупнейшим городом Ханкенди, и другими населенными пунктами компактного проживания армянской общины, очевидно будет проходить через призму полной интеграции региона в состав Азербайджана. Экономика и логистические пути станут главными движущими факторами в этом направлении, о чем также можно было сделать выводы в ходе последнего обращения президента Ильхама Алиева к народу.

«Люди, живущие сегодня в Нагорном Карабахе, - граждане Азербайджана. Еще раз хочу сказать, они увидят, что их жизнь в рамках единого Азербайджанского государства будет хорошей. Они избавятся от этой нищеты. Посмотрите, мы сейчас прокладываем железную дорогу из Барды в Агдам. Расстояние от Агдама до Ханкенди составляет 20-30 километров. А сколько времени займет поездка из столицы Армении в Ханкенди? На грузовых автомобилях, возможно, десять часов. Причем по сложным горным дорогам. А из Агдама в Ханкенди – полчаса. Это будет диктовать наши дальнейшие перспективы. Поэтому мы должны быть готовы к этому и строить свою стратегию, предпринимать тактические действия так, чтобы отныне в этом регионе не было ни одного источника угрозы», - заявил президент Азербайджана.

В перспективе для совместного проживания двух общин в Нагорном Карабахе официальный Баку на первом этапе может взять практику, которую использовали российские власти для приглушения сепаратистских регионов Северного Кавказа, в  конце 90-х прошлого столетия и начале нулевых. Тогда федеральные органы  на местах провели массовую фильтрацию среди местного населения, в ходе которой рядовые участники конфликтов, не запачканные в преступлениях против человечества, при условии сдаться, были амнистированы. Репрессиям подверглись в основном полевые командиры и средний командный состав. Такая же модель может быть применена в отношении армянского населения Нагорного Карабаха.

Очевидно, что победа Азербайджана открыла новую реальность и для армянской общины Карабаха: каждый армянин, который готов жить совместно с азербайджанцами, должен понимать, что он должен будет стать гражданином Азербайджана, отказавшись от гражданства Армении.  

Победа в Карабахской войне также консолидирует азербайджанское общество вокруг исторической памяти народа. Сохранения культурно-исторического и духовного наследия азербайджанского народа непосредственно связана с потребностью консолидации общества, укреплением единства базовых духовных ценностей, функционирующих в массовом сознании. Важнейшим катализатором процесса формирования такого единства отныне будет выступать День победы, который по распоряжению президента Ильхама Алиева назначен на 8 ноября, день освобождения  города Шуша, что имеет также мощный психологический аспект в исторической памяти азербайджанцев.

Дело в том, что на протяжении 28 лет день падения Шуши, была годовщиной трагической даты новейшей истории Азербайджана.  Начиная с 1992 года 8 мая для Азербайджана было связано с болью, горечью. Именно с этого дня брала начало точка отсчета стратегического поражения Азербайджана в Карабахской войне.

Армяне оккупировав жемчужину Карабаха 8 мая, приурочили эту дату ко Дню победы в Великой Отечественной войне.

 9 мая Азербайджан также отмечает День победы в Великой Отечественной войне. Азербайджанский народ внес свою лепту в победу над фашизмом, и 9 мая в республике - нерабочий день. Эта антагонистическая последовательность - резкий переход от траура к празднику - многих сбивало с толку.

 Многие азербайджанцы, особенно молодое поколение скептически относились к проведению Дню победы над фашизмом из-за такой трагичной последовательности.

Теперь эта тревожная дата часть истории. При этом, в победоносной для Азербайджана второй Карабахской войне очень много символизмов, которые невольно отсылают к сравнению с периодом Великой Отечественной.    

Изначально День победы в Азербайджане была выбрана дата  капитуляции Армении 10 ноября. Однако решение о переносе даты связанно с проявлением солидарности с соседней Турцией, которая отмечает 10 ноября День памяти Мустафы Кемаля Ататюрка, являющегося основателем Турецкой Республики. В Азербайджене общественная мысль также склонялось к тому, что День победы нужно отмечать дату освобождения Шушы от оккупации, учитывая важнейшую стратегическую значимость города и ее места в истории азербайджанского народа. Вместе с тем, в Армении  днем национального позора ознаменовали 9 ноября. Такая неразбериха в датах связано с временным отрезком. Дело в том, что когда Пашинян подписывал трехстороннее соглашение, в Армении еще было 9 ноября, а Азербайджане наступил новый день.   

Комичность ситуации для армян в том, что 9 ноября в мире отмечают как международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом.

 

В этом  году также во всем мире отмечается 75-летие начала работы в Нюрнберге Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран, юридически закрепившего окончательный разгром фашизма и сыгравшего важнейшую роль в развитии международного права. Лучшей даты для капитуляции приверженцев фашисткой идеологии в лице армянских властей и мирового армянства не возможно было придумать.

Ведь по большому счету, Азербайджан одержал победу не просто в священной войне ради восстановления суверенитета, но и над оголтелым армянским фашизмом, который в последние годы приобрел форму в виде новых необъятных притязаний на чужие земли.         

Азербайджанский солдат, по сути сломил хребет мирового армянства, который нашел себе союзников и крепко засел в по всему миру, в частности  во французских властных элитах.

Несколько дней назад французские парламентарии дискредитировали себя неправомерными действиями в отношении Азербайджана.

В частности, нижняя палата Сената Франции приняла резолюцию о необходимости признать Нагорный Карабах. «За» проголосовали 188 депутатов, «против» – трое.

25 ноября такую же резолюцию приняла и Верхняя палата Сената. Однако МИД страны очень скоро выступил с заявлением, что Франция не признает независимость Нагорного Карабаха.  Резолюции обеих палат Сената имеют рекомендательный характер. То есть, кабинет министров может принять резолюцию к сведению и не выполнять ее.

Это насколько надо быть политически близоруким, чтоб попирать все законы международно права о суверенитете стран и ущемлять права народа, который подвергся агрессии.     

Такое решение можно рассматривать, как непримирение Франции формированием в регионе нового миропорядка, с участием Турции, России и Азербайджана, а перспективе и Израиля.    

Париж не может проглотить горькую пилюлю, что ее интересы не были учтены в решении Карабахской проблемы, тем более в условиях развернувшейся борьбы с Турцией в Средиземном море и бывших французских колониях в Африке.   

На этом фоне не осталось без внимания сообщения о секретных переговорах Турции и Израиля о сотрудничестве, отношения, которых за последние годы переживают самый худший период.

Однако, в ходе войны  в Нагорном Карабахе парадоксально, но Турция и Израиль практически выступили союзниками на стороне Азербайджана.  Урегулирования разногласий между странами в будущем еще больше поспособствует укреплению стабильности в регионе.

В Азербайджане же царит позитивный  настрой, который сопровождается разными прогрессивными идеями в плане развития Карабаха и похоже, Баку, как благородный актор современных международных отношений не против видеть в новой сложившийся геополитической конфигурации, оставшейся без денег и еле выживающей от коронавирусного кризиса, Ереван.

Раскрывая свои мысли о новом транспортном коридоре, который соединит анклавный Нахчыван с остальной территорией Азербайджана, президент Алиев сказал, что  Россия, Азербайджан, Турция, Иран и, если захочет, Армения тоже может подключиться к этому коридору.

«Таким образом, в регионе может быть создана новая пятисторонняя платформа сотрудничества. Я уже довел эту свою мысль до президентов России и Турции. И Реджеп Тайип Эрдоган, и Владимир Путин положительно отнеслись к этому. Вот наше предложение. Мы хотим, чтобы в регионе установился долгосрочный мир. Для достижения этого необходимо, чтобы наряду с мерами безопасности развивалось и сотрудничество. Мы готовы к сотрудничеству», - заявил президент Алиев.

Такое состояние дел открывает новые возможности для развития и формирует новый  миропорядок в регионе. Помимо прочего, у Еревана впервые за всю историю, появился редкий шанс отбросить образ государства -изгоя и построить нормально развивающуюся страну.  Однако, сможет ли страна охваченная необоснованными претензиями к соседним государствам и комплексом собственного величия преодолеть стереотипы, покажет время.