Ситуация в Казахстане вскрыло многие болевые точки как среди казахского общества, так и в центральной Азии в целом. С одной стороны события в Казахстане поставили конец правлению назарбаевской эпохи, а с другой ввод и вывод миротворческих сил ОДКБ в страну показало, что Россия является главным актором в регионе Центральной Азии. О том, что произошло в Казахстане, рассказал в интервью центру STEM известный казахстанский политолог Досым Сатпаев.

- Оценки по поводу произошедших событий в экспертном сообществе разнятся. Президент Токаев называет это "попыткой госпереворота".  Какую оценку бы вы дали событиям в Казахстане в начале января?

В начале января произошло то, что не ожидала власть. Был очередной социальный взрыв, а в Казахстане за последние годы таких социальных взрывов было очень много. В 2011 году были подобные митинги, в 2016 году были «земельные митинги», в 2019 году во время президентских выборов были массовые протесты. Начало января стал определенным форс-мажором для власти. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев тогда не думал ни о каком заговоре и перевороте, он через несколько дней пошел на встречу митингующим (массовые протесты против повышения цен на газ в два раза, -ред.)  и уменьшил цену на газ, отправил правительство в отставку.

Но ситуация уже вышла из под контроля, потому что все это он сделал достаточно медленно. В Алматы, когда начались митинги, они тоже были мирными и носили характер поддержки жителям Жанаозена. На втором этапе начали подключаться молодежь с пригородов Алматы, внутренние мигранты, которых много вокруг крупных городов.

Молодые люди, многие без работы бывают с определенной социальной агрессией. Это первые кто начали осуществлять социальные беспорядки. На третьем этапе появились более организованные криминальные группы, которые были связаны с частью элитных групп из окружения первого президента.

Когда дестабилизация начала приобретать большой масштаб тогда к ней и подключились внутрэлитные группы. В начале никакого заговора не было, только на определенном этапе эти элитные группы подумали, что они могут нанести удар по Токаеву. Это произошло с тем, что с конца декабря прошлого года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев оказался в очень сложном физическом состоянии. Он уже болел и это было заметно на саммите СНГ в Петербурге. Поэтому, некоторые посчитали, что Назарбаев стал недееспособным.  Я думаю, что это и заставило эти элитные группы, которые рассматривали Токаева в качестве временной фигуры, начать вести свою игру. Они посчитали, что это хороший момент для того, чтобы дискредитировать Токаева, чтобы нанести ему удар и начать вести свою игру.

Фото:Досым Сатпаев 

- На момент протестов председатель Комитета национальной безопасности Карим Масимов рассматривал себя в качестве замены Токаева и хотел бы убрать его, вероятно продемонстрировав, что тот не управляет ситуацией. Но он не ожидал, что Токаев не доверяет своим силовикам и обратится к Путину за поддержкой. Путин в данном случае рассматривал Токаева как приемника Назарбаева, а с ним у президента России Владимира Путина отношения были всегда хорошие.

То есть, появление ОДКБ в Казахстане – это было результатом внутриэлитных разборок в Казахстане. Это не было попыткой, вести борьбу с экстремистами и террористами, это был повод для того, чтобы ОДКБ появилось в Казахстане. После того, как Токаев получил поддержку Путина, часть силовиков перешла на сторону Токаева, политическая и бизнес элита поняла, что Токаев – это тот человек, на которого можно делать ставку и в этой схватке Токаев одержал победу.

В Казахстане впервые были задействованы миротворческие силы ОДКБ. Как можно оценить итоги операции?  Какие последствия ожидают страну в связи с этим?

Ввод миротворческого контингента ОДКБ был стратегической ошибкой Токаева. Да, он получил поддержку Путина в этой внутренней схватке, но с этого момента, Казахстан может поставить крест на своей многовекторной политике, которая была коньком. После этого Токаев будет должником Путина и определенные внутренние вопросы он будет решать с оглядкой на Кремль. Именно в этом и есть весь риск.

Вопрос не стоял оккупации Казахстана, а вопрос был в том, что, когда Токаев обратился к Владимиру Путину, он показал себя как слабый игрок, который не может контролировать ситуацию, чтобы его признали. Выходит, что, почувствовав в Токаеве слабого игрока, Путин начал рассматривать его как некий аналог Лукашенко, который также обратился к Путину, когда у него возникли проблемы внутри страны. Теперь Путин не будет рассматривать Токаева равного себе, как когда-то это было с Назарбаевым. Токаев лидер, который обязан Путину и это является риском.

Власти Алматы объявили, что за пару дней задержали больше 5 тысяч человек за участие в беспорядках. Как вы считаете, кто все эти люди и сколько среди них "террористов", как их называют власти?

Мне кажется, что это те люди, которые участвовали в мародерстве. Ни о каких террористах и речи не может идти. Сами власти уже открестились от этой формулировки, которую сами озвучили. Эта агрессивная молодежь, которая без работы. Их было большинство среди мародеров. Там не было хорошо подготовленных диверсионных групп, потому что хорошо подготовленные диверсионные группы так себя не ведут. Да, были захваты аэропорта, каких-то стратегических объектов, этим и занимались какие-то криминальные группы, но в большинстве это те молодые люди, о которых я говорил. Это внутренние мигранты, молодежь вокруг Алматы. Они нападали на магазины, банкоматы. Среди них были и люди, которые использовал Карим Масимов бывший председатель КНБ. Потому что есть информация о том, что в Алматы руководители КНБ получили приказ оставить свои здания вместе с оружием и секретной документацией. 

Сейчас в Казахстане остро стоит другой вопрос  – это количество жертв среди мирного населения. Была информация о том, что погибло 225 человек, но сейчас многие хотят узнать, что это за люди?

Например, мой знакомый, который пошел посмотреть на митинг, затем он исчез, его нашли в морге с наручниками со следами пыток и выстрелом в сердце. При этом такие случая не единичны. Поэтому родственники требуют расследования, кто это осуществлял - полиция, военные, правоохранительные органы?!

 После долгого молчания Нурсултан Назарбаев решил о себе дать знать. С чем было связано отсутствие Назарбаева на ваш взгляд? Наблюдатели заметили, что он в своей речи не упомянул про ОДКБ.  Какую роль он будет играть во всем этом процессе далее?

- Назарбаева не было в информполе с конца декабря прошлого года. Все это движение началось из-за того, что часть элиты посчитало, что он уже покидает их. Если бы он хотел убрать Токаева, то он бы это сделал и в прошлом году и позавпрошлом. Но он этого не стал делать. При этом он сдавал все позиции Токаеву и даже объявил, что сдаст председательство в правящей партии «Нур Отан». Но это не устраивало кого-то из окружения Назарбаева. Потом Назарбаев заболел и многие посчитали, что это приведет к его смерти. Что и привело ко всем этим внутриэлитным схваткам. Все сообщения из окружения говорило о том, что он тяжело болен, но он жив.

Само видео было монтажным. Такое ощущение, что он выступал много раз. При этом видно было, что он само помещение очень странное.

Поэтому сейчас споры, где на самом деле было выступление. Но это выступление было нужно самому Токаеву, чтобы показать, что Назарбаев жив и нет никакого дворцового переворота со стороны Токаева, и что он поддерживает президента страны. Это выступление нужно было Путину, так как он является главным гарантом безопасности Назарбаева. Это было одним из договоренностей Путина с Токаевым.

Да, Путин признает власть Токаева, хотя и не равного себе. Так что это нужно было Путину, как яркий символ преемственности власти.

Сейчас идет торг между Токаевым и родственниками Назарбаева. Возможно, что они будут делиться своим капиталом и собственностью. Но, а сам Назарбаев уже не является главным игроком политической системы страны. Его эпоха закончилась. У его политики был один плюс – многовекторная политика. Но этот плюс превратился в минус, когда Казахстан зашел в ЕАЭС. Я думаю, тогда мы начали менять независимость определенность. Сейчас после ввода войск ОДКБ в Казахстан о многовекторности можно забыть.