Отношения между Азербайджаном и Францией находятся на самом низком уровне за последние 30 лет. Однобокая ранее позиция Франции в урегулировании Карабахского вопроса и  армяноцентричная политика Парижа на нынешнем этапе завели отношения с Баку в тупик. Почти каждый день можно услышать необоснованные нападки и обвинения в адрес Азербайджана со стороны французских политических элит.

О причинах этой конфронтации рассказал в интервью аналитическому центру STEM французский историк, преподаватель унивеситета ADA Максим Гауин.

- Как бы вы прокомментировали принятие Сенатом Франции очередной антиазербайджанской резолюции?

- По большей части это дешевый трюк внутренней политики. Около 90% сенаторов являются политическими врагами Эммануэля Макрона; Сенат же остается последним оплотом на национальном уровне традиционных партий, проигравших в 2017 и 2022 годах, поскольку Сенат избирается муниципальными советами, при этом местное внедрение партии Эммануэля Макрона очень слабое.

Ярчайшим примером является Жерар Лашер, председатель Сената, возможно, один из французов, которых армянские националисты ненавидели больше всего до 2017 года, и который до сегодняшнего дня разделяет точку зрения подавляющего большинства французской консервативной буржуазии касательно армян: ядро диаспоры - жулики и ничего больше. Г-н Ларше верил, что в 2016-2017 годах, если главой Франции станет Франсуа Фийон, то он будет назначен премьер-министром.  Теперь он использует буквально все против человека, разрушевшего его мечту, то есть Макрона.  

При этом даже эти мстительные чувства были бы нейтрализованы, если бы азербайджанская сторона провела информационную кампанию о том, что Армения является союзником Ирана и что режимом муллы восхищаются многие националисты армянской диаспоры. Никто во французском парламенте не хочет ассоциироваться со сторонниками Тегерана.

Еще один упущенный случай — перевод на французский язык «Мемуаров Рубена Тер-Минасяна» в 2021 году (точнее последнего тома). Тер-Минасян был министром внутренних дел Армении в 1920 году и был главным ответственным за убийства и изгнание азербайджанцев из Армении в этом году. Он ясно объясняет это в последнем томе своих мемуаров. Перевод был сделан в 1989 году его сыном, но опубликован он был только в 2021 году, и на этот раз Армянская революционная федерация попыталась отговорить редакцию печатать его. Я использовал эту книгу как аргумент. Кто еще так сделал?

- Какова главная цель макроновской Франции в нашем регионе? На что рассчитывает Париж?

- На такой вопрос необходимо ответить с помощью осязаемых фактов. В 2017-2018 годах господин Макрон предлагал продать Азербайджану лучшую в мире систему ПВО SAMP/T, любимую украинцами; все вопли армянских объединений остались без ответа. В конечном итоге Баку остановил свой выбор на израильской системе ПВО.

Несмотря на это, Франция продолжала продавать (в 2019, 2020, 2021 и 2022 годах) Азербайджану военную технику, в том числе лазеры и радары, адаптированные к ракетам и бомбам НАТО.

Этот материал использовался в 2020 и 2023 годах. Быстрота победы Азербайджана в прошлом году во многом обусловлена способностью вашей армии нанести удар по каждому лидеру сепаратистского образования без сопутствующего ущерба, способности, которая убедила этих лидеров поднять белый флаг, и отчасти это благодаря лазерам и радарам, проданным Францией, в том числе во время президентства Макрона.

Еще одним аспектом, почти полностью игнорируемым азербайджанскими СМИ, является тот факт, что администрация Макрона к 2018 году подала в суд на муниципалитеты, подписавшие «хартии дружбы» с сепаратистскими муниципалитетами, поскольку местный институт не имеет права иметь собственную дипломатию, что противоречит с правительственной дипломатией.

Все уставы были отменены в 2019 году, все апелляции были отклонены в 2021 году, а заявление одного муниципалитета в Государственный совет (Верховный суд по административным делам; в Турции такая же система) было отклонено в 2022 году. Освещение в азербайджанских СМИ решений 2019 года было минимальным, и ни одно СМИ не обсуждало отклонение последнего заявления в 2022 году.

Также следует учитывать тот факт, что нынешний посол Франции в Анкаре Изабель Дюмон ранее была советником господина Макрона по Европе. Нынешний посол в Армении (который вскоре будет отозван в Париже из-за скандалов) никогда ранее не был послом и не воспринимается всерьез ни в МИД, ни даже в Ереване.

- Французскую экономику в Азербайджане представляет нефтегазовая компания TotalEnergies. Как известно, в ответ на угрозы Сената Франции азербайджанские парламентарии призывают вывести TotalEnergies из страны. Почему французский бизнес не предпринимает никаких инициатив в ответ на действия своего правительства?

- Этот вопрос необходимо задать TotalEnergies и Thales.

-По сообщениям СМИ, Франция намерена продать Армении три радиолокационные системы Ground Master 200 (GM200). На фоне поставок французского оружия в Ереван возможно ли новое столкновение между Азербайджаном и Арменией?

- Определенно нет. Поставить в Армению радары GM 200 без ракет — это все равно, что поставить лучшую электронную систему Renault на «Ладу» 1980-х годов, не меняя мотор. Это чисто и просто символический жест, призванный успокоить армянское общественное мнение, которое не знает, что значит быть по-настоящему независимым и которое каждый день слышит от связанной с Кремлем оппозиции, что все поражения (2020, 2022, 2023 гг.) связаны с попытками Никола Пашиняна дистанцировать Армению от России и что следующим шагом будет потеря Зангезура, затем района озера Севан и, в конечном итоге, Еревана.

Сам Владимир Путин заявил, что признание территориальной целостности Азербайджана произошло благодаря господину Пашиняну. То есть, он дал понять, что при пророссийском правительстве этого бы никогда не произошло.

Я уже сказал одному из ваших коллег: никто не подписывает мир с пустым стулом; и ни один азербайджанец не верит, что крах правительства Пашиняна и последующее возвращение к власти Роберта Кочаряна сделают мир возможным. Укрепление позиций правительства Пашиняна отвечает интересам Азербайджана.

- В последнее время Париж начал проводить активную политику в Центральной Азии. Каким вы видите развитие отношений Парижа с этим регионом без логистики, идущей через Азербайджан?

- Без Азербайджана это не имело бы никакого смысла, и в Париже это знают.

- Попытка Франции закрепиться на Южном Кавказе через Армению стала причиной серьезного кризиса между Парижем и Баку. Каков ваш прогноз на будущее отношений между нашими странами?

- Я не думаю, что существует реальная «попытка закрепиться на Южном Кавказе», по крайней мере, в том смысле, в котором вы это трактуете. Армения экономически ничто для Франции и, как страна, не имеющая выхода к морю, представляет весьма ограниченный стратегический интерес. Единственный и единственный большой интерес, который она представляет, — это возможность положить конец российскому присутствию на Южном Кавказе.

- Как вы оцениваете последние действия ПАСЕ в отношении официального Баку?

- На данный момент ПАСЕ как таковая не приняла никакого решения. Но инициатива немецкого члена ПАСЕ прискорбна и основана на совершенно необоснованных утверждениях. Да, в Германии проживают несколько десятков тысяч армян (и далеко не все они националисты), но там также проживают три миллиона турок. Что же они делают?

В любом случае, это вызывает вполне объяснимое негодование в Азербайджане, возможно, даже большее, поскольку главной юридической победой вашей страны после решений Совета Безопасности ООН 1993 года стало решение Европейского суда по правам человека признать Армению оккупантом.

В любом случае, наиболее эффективной реакцией была бы мощная информационная кампания в адрес рядовых членов ПАСЕ не только об армянской оккупации 1992-2023 годов, но и о том, что обвинения в «этнической чистке» против Баку не имеют никакого отношения к реальности.

- Насколько вероятно подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией в условиях внешнего вмешательства и манипуляции различных геополитических центров в лице Парижа, Брюсселя или Москвы?

- В вашем списке самая заинтересованная в том, чтобы не допустить такого мира, это Россия. Об этом никогда не следует забывать. Париж должен найти гораздо лучший способ объяснить свою стратегию Баку, а Брюссель должен найти способ остановить абсурд Жозепа Борреля. 

При этом я не настроен пессимистично, поскольку подписание мира отвечает интересам Армении и лично господина Пашиняна. На прошлой неделе он заявил, что его стране необходимы конституционные изменения, в том числе по «геополитическим» причинам. В Баку все поняли, что он имеет в виду. Теперь мы должны пожелать ему скорейшего успеха в этом отношении, потому что это необходимо для достижения мира.