С начала недели все основные события в политической жизни Азербайджана были связаны с ожиданиями, связанными с инициативой Армении по созыву заседанию в СБ ООН по «гуманитарному кризису в Карабахе». Вероятность принятия резолюции с осуждением действий Азербайджана на ППП «Лачын», активизировала дипломатические усилия Баку по разъяснению представителям политических и дипломатических кругов различных стран ложности армянской версии развития политической ситуации, а также преимуществ использования дороги Барда-Агдам-Ханкенди, для обеспечения армянского населения Карабахского экономического района Азербайджана всеми необходимыми продуктами и товарами.

16 августа в сопровождении помощника президента Азербайджана по международным делам Хикмета Гаджиева Члены дипломатического корпуса и военные атташе, аккредитованные в Азербайджане, в составе около 100 дипломатов и военных атташе из 45 стран и 12 международных организаций посетили Агдам. Целью поездки было ознакомить иностранных дипломатов с возможностями дороги Агдам-Ханкенди и рассказать о ее важности в новых условиях.

С другой стороны, в преддверие обсуждений в СБ ООН Азербайджан давал понять, что рассматривает возможности нормализации искусственно созданной напряженности посредством признания международным сообществом легитимности его действий.

Помощник президента Азербайджана - заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев заявил, что дорога Агдам-Ханкенди готова для перевозки грузов, и лишь искусственные препятствия создаваемые армянами не позволяют приступать  к использованию возможностей этой дороги.

За день до этого состоялся телефонный разговор между главами МИД Азербайджана и России Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова. А за несколько часов до начала заседания СБ ООН по телефону переговорили, также главы МИД Армении и России.

Позиция Москвы является исключительно важной для сторон поскольку именно российские миротворцы несут службу как в районе ППП «Лачын» и лачинской дороги, так и на территории своей временной ответственности в Карабахском экономическом районе с компактным проживанием армянского этнического меньшинства. Данное обстоятельство усиливает роль РФ в региональных делах, давая ей определенное преимущество.

Любой ощутимый намек Москвы на поддержку позиции той или иной стороны мог бы повлиять на результаты обсуждений. Поэтому вполне объяснимо что в канун заседания азербайджанская и армянская стороны проявили интерес к обсуждению его деталей с главой российской дипломатии.

Очевидно, что накануне заседания Армения, с помощью своей новой союзницы Франции, старательно готовилась к тому, чтобы мероприятие было результативным. Нельзя исключать того, что инициаторы обсуждений подготовили даже текст итогового документа (резолюции или итогового заявления) с осуждением действий Баку.

Вполне вероятно, что данный текст был составлен на основании доклада адвоката Луиса Морено Окампо, который в одностороннем порядке обвинил Баку в «геноциде армян», проживающих на части территории Карабахского экономического региона Азербайджана.

В качестве аргумента, опровергающего положения доклада, азербайджанская сторона приводила тот факт, что Армения имеет право подать иск против Азербайджана в Международный суд в соответствии с Конвенцией о геноциде, однако тот факт, что она не подала такой иск, указывает на отсутствие каких-либо доказательств в поддержку таких серьезных утверждений и отсутствие уверенности в своей правоте.

Так или иначе, по дипломатическим каналам как Франция, так и Армения вели усиленную подготовку к тому, чтобы принятие документа состоялось.

В то же время в Азербайджане давали открыто понять, что принятие подобного рода документа подорвет мирный процесс и поставит под сомнение посреднические усилия постоянных членов Совета Безопасности ООН России и США, поскольку сделает их сторонами, с пристрастием относящимися к переговорам и их возможным результатам, занимая сторону одного из участников.

Сами обсуждения на заседании Совбеза ООН 16 августа прошли в напряженной атмосфере. Армянские нарративы о «гуманитарном кризисе» и «гуманитарной катастрофе» можно было слышать из уст многих выступающих, особенно представителей тех стран, которые довольно тесно сотрудничают с Францией, являются ее близкими партнерами и союзниками.

В то же время в позициях России и США чувствовалась попытка дистанцироваться от односторонних действий, которые могли быть интерпретированы как поддержка армянской позиции.

Тем временем, о возможности использования дороги Агдам-Ханкенди говорили лишь представители Албании и России.  У каждого были свои основания, но данный факт обращает на себя внимание особо, поскольку он отсылал участников заседания также на азербайджанские доводы, более того призывал их поддержать позицию Баку по данному вопросу.

С учетом того, что это был принципиальный вопрос повестки, особенно для азербайджанской стороны, позиция Москвы и Тираны оказалась самой близкой к позиции официального Баку. Необходимость достижения компромисса по альтернативным маршрутам, в изложении американского представителя, на этом фоне звучал больше как реверанс в азербайджанскую сторону. Чувствовалось желание сохранить динамику переговоров на Вашингтонской площадке и не потерять доверие Баку к ней.

В позиции Армении, напротив, ощущалось желание прозондировать почву для реализации своих текущих амбиций. В частости, использовать созданную напряженность для недопущения любых силовых или принудительных действий Баку по отношению к карабахским армянам, обеспечения связей Армении с карабахскими армянами через Лачинскую дорогу и попытку ограничить суверенитет Азербайджана над этой частью свой территории. И, наконец, направить в Карабах независимую миссию по оценке ситуации на месте. В последующем это могла быть постоянно действующая миссия, которая могла бы заменить российских миротворцев и представлять собой некий международный механизм контроля над ситуацией в Карабахе.

Как известно, Россия и Азербайджан выступают против направления в регион внешних миссий с непонятными функциями, с последующим использованием их в политических целях. Азербайджан видит в этом опасность интернационализации ситуации в своем карабахском регионе, в привлечении к ситуации дополнительных акторов. Москва рассматривает данные действия в качестве попытки вытеснить ее из региона и заместить представителями стран, с которыми Россия находится в антагонистических отношениях.

В выступлении постоянного представителя Азербайджана при ООН Яшара Алиева чувствовалось желание провести оценку сложившейся в регионе ситуации. Он, в частности, обратил внимание на то, что создание погранично-пропускного пункта вовсе не препятствовало проезду гражданского населения по Лачинской дороге. Напротив, до армянской провокации 15 июня 2023 года фактическое число таких проездов заметно выросло.

Ситуация изменилась после провокационных действий ВС Армении обстрелявших ППП «Лачын», что актуализировало вопрос альтернативной дороги по доставке грузов в регион Агдам-Ханкенди.

По его словам, если бы Армения действительно думала о рядовых жителях региона, то она никогда не стала бы возражать против доставки грузов в Карабахский регион по дороге Агдам-Ханкенди. Эта дорога связана с одним из основных транспортных маршрутов Азербайджана - автомагистралью, известной как «Шелковый путь» или M2, которая обеспечивает надежное сообщение с международными рынками.

По сравнению с дорогой Лачин-Ханкенди протяженностью 59 км, которая пролегает по горным серпантинам, протяженность этой дороги между Агдамом и Ханкенди составляет всего 18 км.

Недавно известный эксперт по международному праву Родни Диксон в предварительном отчете отметил ошибочность его утверждений. Как указано в заключении Р. Диксона, претензии, выдвинутые М. Окампо, необоснованны, неполноценны и грешат неточностями. Так, утверждения о том, что в настоящее время в Карабахском регионе Азербайджана совершается геноцид, совершенно беспочвенны.

Особую обеспокоенность вызывают участившиеся случаи провокаций против ВС АР со стороны армянских вооруженных сил, незаконно остающихся на территории Азербайджана, что является грубым нарушением международного права, в том числе обязательств Армении в рамках пункта 4 трехстороннего Заявления лидеров Азербайджана, Российской Федерации и Армении от 10 ноября.

Также озабоченность азербайджанской стороны вызывает использование радиоэлектронной боевой техники, незаконно размещенной на суверенной территории Азербайджана. За последние недели гражданские самолеты не только «Азербайджанских авиалиний», но и зарубежных стран подверглись радиоэлектронным вмешательствам, создавшим серьезную угрозу их безопасности.

В этих условиях азербайджанский дипломат дал понять, что официальный Баку полон решимости обеспечить суверенитет над всей своей территорией, при любых обстоятельствах. Иными словами, он обозначил риски, и дал понять, что с их существованием Баку мириться не будет.

А азербайджанские ожидания от Армении заключаются в том, чтобы эта страна положила конец действиям, несущим угрозу суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, отказалась от вмешательства во внутренние дела Азербайджана, т.е. от манипулирования темой армянского населения в Карабахском экономическом регионе Азербайджана и принимала бы конструктивное участие в переговорах по постконфликтной нормализации.

Самым эффектным моментом выступления стала демонстрация поспредом Азербайджана в ООН фотографий, сделанных в ЗВО РМК, на которых запечатлены местные армянские жители, отмечающие семейные торжества, за столами, изобилующими продовольствием, что  резко диссонирует с декларируемыми Арменией тезисами о наличии «гуманитарной катастрофы» в районе проживания этнических армян.

В целом, тот факт, что обсуждения состоялись без принятия каких-либо документов позволяет предполагать, что переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном продолжится, хотя и в более сложных условиях чем прежде. Поскольку, критические оценки ситуации вокруг ППП «Лачын», в первую очередь со стороны модераторов, создают риски замыкания интересов участвующих в переговорах сторон на данной теме, что может перевести на второй план обсуждение основных вопросов повестки.

Армения вряд ли откажется от выдвигаемых ею претензий и, с помощью Франции, а также влиятельных политических кругов в других странах, будет стремиться сохранить данный вопрос в политической повестке. В Ереване пытаются использовать его как аргумент позволяющий манипулировать темой «прав армян Карабаха», что в целом выступает тормозом для продвижения в согласовании всех основных вопросов переговорной повестки. Главным образом, заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией.