Нет сомнений в том, что проводимая армянским правительством политика, направленная на поиск попечительства ЕС, превращает эту страну в очередной военный полигон в конфликте интересов между коллективным Западом и Россией. Формат и тезисы, обсуждённые на брюссельской трёхсторонней встрече, её неинклюзивный характер и сам факт её проведения, несмотря на справедливую критику Азербайджана, служат доказательством тому, что в отношении Южного Кавказа, ЕС и США не отказались от неоимпериалистических идей, а реализация такой политики посредством Армении, в конечном счёте, будет противоречить обеспечению мирного процесса в регионе (возможно, и к эскалации).

А факт того, что официальный Ереван по наущению США и Евросоюза отказывается от основных военно-политических связей с Россией и выбирает сторону Запада, подтверждает эту мысль.

Следует отметить, что обеспокоенность по поводу состоявшейся 5 апреля встречи в формате Армения - ЕС - США в Брюсселе не беспочвенна. Изначально аналитики не исключали того, что эта тройка примет решения, направленные против Азербайджана. В российской экспертной среде, эта встреча рассматривалась, как попытка коллективного Запада открыть «второй фронт» против России.

В Европе и США прекрасно понимают, что из Армении не удастся сделать победительницу, но её можно использовать, как инструмент торможения мирного процесса и препятствие региональной интеграции. Встреча в Брюсселе стала подготовкой к этому процессу. Мониторинговая миссия ЕС, действующая в Армении, не исключено, что в ближайшем будущем будет переформатирована в военизированную структуру, в ней уже сейчас присутствуют представители спецслужб западных стран. И все эти события идут параллельно с заявлениями Армении о выходе из ОДКБ.

Региональная направленность, несмотря на заявления Госдепа США, пытающихся опровергнуть эту мысль, имела место в формате встречи, так как происходящие с Арменией события, так, или иначе, касаются Азербайджана, России, даже Ирана. В ходе встречи с Блинкеном и фон дер Ляйен, армянский премьер-министр заявил о приверженности Армении процессу нормализации отношений с Азербайджаном, на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности друг друга в соответствии с Алма-Атинской декларацией (1991 г.), приверженность делимитации границ на её основе и разблокировке  всех региональных коммуникаций на основе полного уважения суверенитета стран.

Карабахский конфликт, оставшийся в прошлом сам по себе являлся не только проблемой целостности Азербайджана, но и вопросом того, как мировые державы проведут новые разделительные линии на Южном Кавказе.

С распадом биполярного мира, на постсоветском пространстве разгорелось 4 очагов конфликта. В 3/4 конфликтов, между Россией и коллективным Западом имелись серьёзные противоречия, приводившие вплоть до санкций. В случае же с Карабахским конфликтом, в рамках Минской группы ОБСЕ, взаимодействие стран Западной Европы, США и России носило характер сотрудничества, а условные разделительные линии чертились за счёт вопроса территориальной целостности Азербайджана, что создавало серьёзные угрозы.

Теперь же предвзятые западные институты пытаются реализовать в регионе опасные планы в отношении Армении, чтобы создать разделительные линии на Южном Кавказе.

Состоявшаяся 5 апреля брюссельская встреча продемонстрировала то, что эти «разделительные линии» на Южном Кавказе сместились с территорий Азербайджана (после завершения Карабахского конфликта) на территорию Армении, которая будучи членом ОДКБ, ЕАЭС, фактически, попадает под вассальную зависимость от коллективного Запада.

И в сложившихся реалиях, угрозы сталкивающихся интересов России и Запада нависают над Арменией. У Армении всё ещё есть шанс подписать мир с Азербайджаном, занять своё место на платформе «3+3», поддержать региональную интеграцию, развивать свою экономику, решить прочие проблемы страны. Участие в планах империалистических стран очень опасно, о чём говорят и примеры из истории самих же армян.

Одним из ключевых элементов европейской поддержки Еревану стало включение армянской инициативы «Перекрёсток Мира» в стратегию Еврокомиссии «Global Gateway», являющейся частью торговой политики ЕС по развитию торговли и инвестиций в глобальном масштабе и подразумевающую инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры и зелёной энергетике. Примечательно, что США и ЕС обязуются поддержать подключение Армении к региональным экономическим и инфраструктурным инициативам: ЕС предоставит Армении грантовую поддержку в размере 270 миллионов евро (при этом выплата рассрочкой на 4 года, без учёта инфляций – такова цена России для армян);

Такие «вложения» в качестве инвестиций, грантов в Армению, не имеющую не то, чтобы транспорто-логистических коммуникаций с двумя соседними государствами, но и находящуюся в готовности совершить провокацию, ведущую за собой в последствии дестабилизацию региона, но и мирного договора с Азербайджаном, влечёт за собой угрозы для всех стран Южного Кавказа.

Учитывая этот факт, становится очевидным, что брюссельские инициативы под предлогом «экономической поддержки», больше направлены на создание нового формата сотрудничества Запада с Арменией в сфере безопасности. По словам Энтони Блинкена, США выделит финансовую помощь размером в более чем 65 миллионов долларов, что на 50% превышает показатель, к примеру, 2022 г. Возникает вопрос: что же Армения сможет предоставить взамен? Как минимум, возможность Запада вторгнуться на территорию Южного Кавказа, и, скорее всего, «инвестиции в Армению» будут направлены на расширение военной инфраструктуры европейской миссии.

Таким образом, произойдёт задействование плана по переводу Армении на довольствование Запада, и наибольший акцент будет делаться на военное сотрудничество и оказание военной помощи Армении со стороны США и ЕС, включая передачу передовых военных технологий и систем вооружения, увеличение числа программ обучения армянских военных и совместных учений.

В частности, для обеспечения военных нужд Армении, ЕС обязуется задействовать механизм Европейского Фонда Мира (ЕФМ), который на данный момент является ключевым инструментом финансирования военной поддержки Украины в войне с Россией.

Планы по налаживанию тесного сотрудничества между армянскими спецслужбами и западными партнёрами прослеживаются также в намеченном диалоге между Frontex - агентство Европейского союза по безопасности внешних границ и армянскими структурами.

О заключение же военного пакта речи идти не может. Кого Запад с Арменией делить будет? Новые разделительные линии Запада проходят через саму Армению – вот, что выступает ответом на вопрос.

Ещё во время звонка госсекретаря США Энтони Блинкена президенту Ильхаму Алиеву 3 апреля глава государства обсудил с ним эти вопросы. Президент Азербайджана сообщил, что, согласно информации, рассматриваются такие вопросы, как военная поддержка Армении и проведение совместных военных учений, создание военной инфраструктуры в приграничных с Азербайджаном районах, вооружение Армении по образцу европейского мирного механизма Евросоюза (и за счет бюджета США) также обсуждались в процессе подготовки к трехсторонней встрече.

Глава нашего государства подчеркнул, что подобные антиазербайджанские шаги, в том числе политика вооружения Армении со стороны Франции, поощряют гонку вооружений в регионе и приведут к провокациям. В ответ, Блинкен уверил, что договоры ЕС-США-Армения не будут нести никакой цели в ущерб интересам Азербайджана и американо-азербайджанским отношениям.

Конечно же, слова госсекретаря неубедительны, и, Баку (вполне справедливо) не может хладнокровно смотреть на оказание беспрецедентной поддержки стране, которая демонстрирует свое нежелание к примирению. Ничего нового, кроме смены армянских покровителей. Если раньше звонили из Москвы, сейчас же 2 (Брюссель и Вашингтон) из 3 участвующих в переговорах сторон звонят в Баку, гарантируя отсутствие «поводов для беспокойства».

«Физический доступ» ЕС в Армению можно сделать только путем открытия границы между Арменией и Турцией. Тот объём помощи, который Запад собирается предоставить Армении, невозможен без нормализации армяно-турецких отношений. Соответственно, позиции Азербайджана и Турции могут превратить инициативы Запада из деструктивных в конструктивные.

Что касается самой Армении – очевидно, что она охотно согласилась сыграть роль тех же иностранных сил в регионе, которые оставили Украину наедине с этим сценарием, по сути снова поставить себя во тьму. Иными словами, Армения, которая уже потеряла привлекательность для России открывает новый фронт в конфликте России и Запада в регионе, ставя под угрозу мир в регионе, против чего другие страны региона - Иран и Грузия - должны нарушить молчание (своего рода знак согласия) и проявить твердую позицию.

«Брюссельское соглашение» может поставить под вопрос все усилия по восстановлению мира и стабильности на Южном Кавказе. Однако выход из ситуации есть, и он заключается в учете справедливых требований и интересов Азербайджана. У Запада есть для этого все возможности, посмотрим, реализует ли Запад их.