Начало наземной операции в Газе в серьезной степени повлияло на динамику политических процессов в регионе Ближнего Востока и вокруг него. В то время как ЦАХАЛ предпринимает попытки «осторожного проникновения» в Газу, главным образом концентрируя внимание на действиях по блокированию коммуникаций, связывающих Газу с югом и пошагово пробираясь к центру города Газы и стараясь уничтожить подземную инфраструктуру противника, ХАМАС и связанные с ним группировки планируют возможность расширения географии конфликта.

Вовлечение в него хуситов и остающаяся высокой возможность вступления в войну Хезболлы, по мере развития наступления ЦАХАЛ, вынуждает США перебрасывать в регион все большее число своих военнослужащих. Около 1200 военнослужащих либо уже переброшены, либо находятся в процессе переброски из США на Ближний Восток для укрепления своего военного присутствия. Общее число американских военных расквартированных на Ближнем Востоке по некоторым оценкам уже приближается к 45 000 чел. И это еще не предел.

Такая ситуация беспокоит не только Иран, но и Турцию. Главы МИД этих стран провели 1 ноября в Анкаре совместную конференцию, на которой потребовали прекращения военных действий.

Иранский министр даже постарался показать, что не блефует, когда говорит о возможности Ирана вступить в войну на стороне ХАМАС.

В Турцию глава МИД Ирана прибыл из Катара, где провел переговоры с эмиром арабской страны шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани, премьер-министром и министром иностранных дел эмирата Мухаммедом Аль Тани, главой МИД Таиланда Панпри Пхиттхануконом и главой политбюро палестинского радикального движения ХАМАС Исмаилом Ханией.

Катар, Турция и Иран являются странами, которые поддерживают диалог с ХАМАС и выступают со сходных позиций относительно его войны с Израилем. И их тесные контакты могут открыть путь к фактическому формированию своеобразной антиизраильской коалиции, что не может не беспокоить США.

Дополнительную щепетильность в складывающейся ситуации для США создает тот факт, что Турция является союзником Вашингтона по НАТО, а Катар – одним из ведущих его партнеров в регионе Персидского залива. Военная база ВВС США Эль-Удейд в Катаре с является объектом с одним из самых крупных контингентов американских войск на Ближнем Востоке. И поэтому такое сближение Турции и Катара с Ираном, явно согласуется с долгосрочными интересами США в регионе.

Другой неприятной новостью как для США, так и для Израиля, стало приостановление Бахрейном  экономических  связей с Израилем, и высылка из страны  израильского посла параллельно с отзывом своего. А ведь всего за месяц до начала войны ХАМАС против Израиля глава МИД этой страны Эли Коэн посетил Бахрейн и открыл там посольство. К слову сказать в Бахрейне расположены штаб-квартиры Пятого флота ВМС США и ВМС Центрального командования (СЕНТКОМ) ВС США. К тому же практически параллельно с визитом главы израильского МИД на островное государство Соединенные Штаты и Бахрейн подписали стратегическое соглашение по безопасности и экономике, которое призвано расширить двустороннее сотрудничество в области обороны и разведки.

Бахрейн один из активных участников Аврамовых соглашений, положивших начало установлению отношений Израиля с арабскими государствами. Нынешний израильско-бахрейнский кризис может служить сигналом для кризиса всей системы региональной безопасности складывающейся при участии Израиля.

Как известно, в последние годы в регионе Ближнего Востока отчётливо прослеживались три процесса нормализации отношений между неарабскими государствами региона с их соседями. Речь идет о турецко-арабской нормализации, об израильско-арабской нормализации, и ирано-арабской нормализации. Отдельным направлением выступала турецко-израильская нормализация.

Теперь, когда и Анкара и Тель-Авив приняли решение отозвать своих послов процесс арабо-израильской и турецко-израильской нормализации оказался под угрозой срыва.

Третий по счету визит госсекретаря США Э. Блинкена в регион, в условиях эскалации военных действий в Газе был больше направлен на поддержание Израиля, нежели представлял собой попытку спасти положение. Вместе с тем Вашингтон по прежнему обеспокоен ростом числа жертв среди мирного палестинского населения.

 Госсекретарь США, находясь в Израиле подчеркнул, что Израиль обязан себя защитить, но очень важно в ходе боевых действий в Газе сделать все возможное для защиты и оказания помощи мирному населению Газы, которое «ни в коей мере не несет ответственности за то, что произошло 7 октября».

Поэтому Вашингтон предостерегает своих израильских партнеров от более жестких действий, которые могут поставить американских венных, расквартированных в регионе лицом к лицу с обществами арабских стран.

Кроме того, по некоторым сведениям ведущиеся переговоры Вашингтона и Тель-Авива затрагивают темы будущего Газы после окончания операции ЦАХАЛ.

Среди планов, на которых настаивают США – введение миротворческих сил с участием западных и арабских военных для поддержания стабильности в Газе. Также рассматривается временное управление регионом под эгидой ООН, что отвергается Израилем. Израиль настаивает на полном уничтожении ХАМАС, освобождение заложников и демилитаризации сектора Газы. После этого в Тель-Авиве не исключают обсуждение вопроса создания международной коалиции, под управление которой и перейдет Газа.

Отмечается, что переговоры находятся на ранней стадии и их ход может претерпеть изменения.

Примечательно  поведение противной стороны – ХАМАС, которая концентрирует внимание на отражение ударов израильских войск и на возможности расширения географии конфликта за счет вступления в него Хезболлы на юге Ливана.

В то же время первое после начала конфликта выступление генерального секретаря Хезболлы - шейха Хасана Насруллы 3 ноября несколько разочаровало представителей ХАМАС. Фактически Насрулла дал понять, что не собирается вмешиваться в конфликт, по крайней мере на нынешней его стадии. По всей видимости руководство Хезболлы оценивает шансы на победу в этом конфликте как маловероятные, к тому же это даст повод не только Израилю, но и США приступить к активным действиям против самой Хезболлы вплоть до уничтожения, что явно не входит в ее планы. Да и Иран, который будет вынужден вступиться за Хезболлу в открытую, очевидно остерегается такого варианта развития событий, предпочитая оставаться в стороне.

Такое поведение союзника не могло не быть замеченным в руководстве ХАМАС. Как передают СМИ высокопоставленный представитель движения Осама Хамдан после выступления генсека «Хезболлы» призвал ее доказать свою приверженность победе ХАМАС.

«Его слова о необходимости прекратить атаки на Газу и о значимости победы ХАМАС в регионе крайне важны и имеют большое значение. Теперь приверженность «Хезболлы» этим целям должна найти отражение в конкретных действиях на земле», – подчеркнул Хамдан.

Это может быть свидетельством нарастания противоречий между двумя военизированными группировками, что явно идет на пользу Израилю и США, поскольку тормозит сценарий расширения географии конфликта.

Тем временем находившийся с визитом в регионе госсекретарь США Энтони Блинкен, после переговоров с коллегами из арабских стран в Аммане заявил, что Вашингтон выступает против режима прекращения огня. Известно, что на встречу в Аммане были приглашены министры иностранных дел Иордании, Египта, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а также главный советник президента Палестины Махмуда Аббаса.

По словам Блинкена, такой режим позволит ХАМАС «перегруппироваться и осуществить атаки, подобные той, что произошла 7 октября», поэтому необходима гуманитарная пауза.

Что вызвало неприятие ряда арабских стран, в частности Иордании чей министр заявил, что «нельзя позволить, чтобы война в секторе Газа продолжалась», и призвал к незамедлительному прекращению огня и расширению поставок гуманитарных грузов.

Тем временем, сохраняющиеся противоречия между арабскими странами и США пока не касаются основного вопроса, а именно вероятности, что арабские страны предпримут жесткие действия в отношении Израиля, в частности – подвергнут его жесткой блокаде. Складывается впечатление, что арабские страны пока «дают время» Израилю расправиться с ХАМАС, но они также дают понять. Что это время не безгранично. Ведь с ростом жертв среди гражданского населения в Газе растет и недовольство в обществах арабских стран пассивностью правящих элит в оказании поддержки Газе.