10 сентября по инициативе России продовольственный груз Российского Красного Креста отправился по дороге Агдам - Аскеран в направлении Ханкенди в координации с Азербайджанским Красным Полумесяцем. По словам помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева, это отдельная договоренность, и ее не следует путать с предложением об одновременном открытии дорог Агдам-Ханкенди и Лачин-Ханкенди для доставки грузов МККК. Ранее, 1 сентября, в беседе с госсекретарем США Э. Блинкеном президент Азербайджана И. Алиев в качестве доброй воли выразил свое согласие на одновременное открытие дорог Агдам-Ханкенди и Лачин-Ханкенди. Однако незаконный режим отказался. Поэтому отдельную договоренность с российской стороной не подразумевает одновременного открытия Лачинской дороги.

Спустя почти двое суток, после проволочек связанных с попыткой отдельных групп, действующих в ЗВО РМК, воспрепятствовать движению груза, грузовик Российского Красного Креста прибыл в Ханкенди.

Данный факт, азербайджанская сторона квалифицировала как начало разблокирования дороги Агдам-Ханкенди, при этом положительно оценив инициативу российской стороны.

Уже на следующий день - 12 сентября командующий Сухопутными войсками России Олег Салюков представил министру обороны Азербайджана Закиру Гасанову нового командира российского миротворческого контингента, временно дислоцированного на территории Азербайджана, Кирилла Кулакова.

При этом, на встрече Закир Гасанов особо подчеркнул рост в последнее время количества провокаций, совершенных незаконными армянскими вооруженными формированиями, что обращает внимание российской стороны на необходимость решения проблемы путем устранения ее причины, т.е. незаконных вооруженных формирований, действующих на территории АР.

Приведя в качестве примера проволочки, связанные с доставкой российского гуманитарного груза в Ханкенди, азербайджанская сторона все более настойчиво подчеркивает, что незаконный марионеточный режим должен быть распущен и разоружен. Только так можно обеспечить прочный мир, в котором смогут жить и сосуществовать армяне и азербайджанцы, проживающие в Карабахе.

Напряженность вокруг ЗВО РМК последнего времени, в частности перегруппировка азербайджанских войск в регионе, связана во многом с активизацией деятельности незаконных бандформирований. Возможно, руководство ВС Азербайджана и России на встрече в Баку пришли к некой промежуточной договоренности по снижению напряженности. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в последние дни, после визита в Баку делегации МО РФ, зону временной ответственности РМК через ППП «Лачин» все чаще стали покидать лица армянской национальности призывного возраста. Согласно многим оценкам, речь идет о военных незаконных армянских формирований, действующих в ЗВО РМК, которых по согласованию с Баку стали выдворять из региона российские миротворцы, чтобы снизить существующую напряженность.

По всей видимости, Азербайджан будет настаивать на том, чтобы этот процесс продолжался вплоть до полного вывода с азербайджанской территории представителей всех незаконных формирований. Так или иначе, в настоящее время ситуация в регионе выглядит более спокойной чем неделю ранее.

Тем временем, 12 сентября выступая в рамках VIII Восточного экономического форума президент России Владимир Путин фактически дал понять, что, принимая во внимание интересы Азербайджана Российская Федерация опирается на тезис, подтвержденный армянской стороной о том, что Карабах является составной частью Азербайджана. При этом, Путин обратил внимание, что Москва предлагала свои варианты урегулирования конфликта в Карабахе. Он напомнил, что Армения «контролировала семь районов, которые поставила под свой контроль после известного армяно-азербайджанского конфликта».

«Мы предлагали договориться с Азербайджаном таким образом, чтобы два района - Кельбаджарский и Лачинский - остались фактически под юрисдикцией Армении. И весь Карабах. Но армянское руководство с этим не согласилось, хотя мы пытались убедить армянское руководство в течение десятилетия. Лет 10-15», - отметил президент РФ.

Отвечая на высказывания о том, что Москва и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) якобы не помогли Еревану, а в Карабахе происходит гуманитарная катастрофа, Путин заметил: «Если Армения признала, что Нагорный Карабах - это часть Азербайджана, - то все». «О чем речь-то? Это ключевая составляющая всей проблемы. Статус Карабаха определила сама Армения. В этом же вся проблема», - констатировал он.

Как известно, премьер-министр Армении Н. Пашинян неоднократно заявлял в различных формах, что именно отсутствие поддержки со стороны России стало причиной неудач Армении и вынудило ее выступать с нынешних позиций. В то время как президент России дает понять, что ответственность за сложившуюся ситуацию несет Армения и ее руководство, которое отказалось от планов России, не пошло на частичный возврат Азербайджану его территорий и выступило за силовой вариант.

И это притом, что Россия целиком была на стороне Армении, настолько, что предлагала сохранить под контролем Еревана два важных азербайджанских района.

Признав территориальную целостность Азербайджана, Армения по сути не оставила России возможности действовать иначе и теперь Москве приходится согласовывать все шаги на территории ЗВО с азербайджанской стороной, поскольку, как неоднократно заявляли представители российского политического руководства, сама же Армения признала Карабах азербайджанским.

Путин фактически обращался к, оппозиционно и пророссийски настроенным армянским политикам, которые получили еще одну возможность усилить критику властей. Это особенно актуально в преддверие выборов в совет старейшин Еревана, на которых решалась судьба главы армянской столицы.

И, хотя представители ведущих оппозиционных партий Армении выборы бойкотировали, все риторика российского политического руководства способствовала росту антипашиняновских настроений.

Что касается, Азербайджана, то для Баку основным екущим приоритетом оставался вопрос обеспечения функционирования дороги Агдам-Ханкенди.

 12 сентября находящийся с визитом в Швейцарии министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов встретился с президентом Международного Комитета Красного Креста (МККК) Мирьяной Сполярич-Эггер. Возможной темой беседы, судя по всему, стало изменение позиции МККК по поводу использования дороги Агдам-Ханкенди для перевозки гуманитарных грузов. Как известно принципиальными разногласиями между официальным Баку и руководством МККК происходили из желания международной организации пользоваться Лачинской дорогой в качестве основной, и подчинение офиса МККК в Ханкенди ереванскому офису. Эта позиция со стороны МККК выглядела явно проармянской и политизированной.

Подтверждением тому может служить тот факт, что доставка груза Российского Красного Креста в Ханкенди произошла без согласования с МККК, попытка доставить гуманитарный груз со стороны Азербайджанского Общества Красного Полумесяца также не находила поддержки у руководства Красного Креста.

В этих условиях азербайджанская сторона старалась договорится с отдельными странами, чтобы создать ситуацию, когда МККК вынужден был изменить первоначальную позицию.

13 сентября постоянный представитель Великобритании в ОБСЕ Нил Холланд заявил, что Великобритания настоятельно призывает разрешить МККК доступ по Агдамской дороге. Он также подчеркнул, что необходимо воздержаться от дальнейшей политизации гуманитарных вопросов. Судя по всему, это было не единственной подобной позицией.

Ситуация усугублялась также деятельностью сепаратистов, которые выступали против любой возможности доставки гуманитарных грузов через азербайджанскую территорию.

Однако, в конце недели ситуация существенно изменилась, и 17 сентября Международный Комитет Красного Креста предоставил азербайджанской стороне информацию о том, что противоположная сторона (сепаратистские власти) согласилась на параллельный прием грузов с дорог Агдам - Ханкенди и Лачин - Ханкенди, начиная с 18 сентября. Таким образом, спустя более двух недель после того, как официальный Баку выступил с предложением о параллельном открытии Лачинской и Агдамской дороги его инициатива стала реализовываться, открывая путь к решению последующих задач.