Еще одним актом поддержки проводимой Арменией внешней политики можно считать слушания в комитете Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам «по ситуации вокруг Нагорного Карабаха».

Слушания показали, что политический истэблишмент США делает однозначную ставку на политическую поддержку Армении, чтобы с одной стороны укрепить прозападный вектор армянской вешней политики, а с другой – оказать давление на Азербайджан, проводящий в регионе все более самостоятельную внешнюю политику, часто идущую в разрез с интересами нынешней американской администрации.

Упорное нежелание принять постконфликтные реалии, оперирование термином «Нагорный Карабах», желание «найти замену» российским миротворцам, в то время как их миссия подходит к концу, а контингент постепенно выводится из региона, является не прикрытой попыткой внедрить в регион собственный миротворческий контингент. Либо сформировать международную миссию, в которой американские участники могли бы не только быть представленными, но и играть ведущую роль.

Проще говоря, США были бы не против заменить РМК на западные силы, причем не спросясь мнения Азербайджана. И все для того чтобы усилить свои позиции в регионе, играть роль арбитра в отношениях между Баку и Ереваном.

В своем выступлении основной спикер - помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен озвучил ряд тезисов, подтверждающих желание Вашингтона выстроить в регионе устраивающую его систему безопасности.

В частности, американский чиновник заявил, что Вашингтон, совместно с Брюсселем рассматривает планы по созданию механизмов, обеспечивающих интеграцию Армении в евроатлантическое пространство.

Он пояснил, что Вашингтон уже обсуждал реализацию данного курса с Пашиняном.

Говоря о региональной системе безопасности, американский дипломат дал понять, что против возможного сближения Азербайджана и Армении с Ираном и Россией. «Я думаю, что будущее вокруг оси Россия-Иран, где Москва и Тегеран являются основными участниками безопасности региона, нестабильно и нежелательно как для правительства Азербайджана, так и Армении. У них (Баку и Еревана) теперь есть возможность принять другие решения. Я с нетерпением жду нашего участия на более высоком уровне в ближайшие недели», - сказал он.

То есть, фактически это предложение странам региона занять конфронтационную позицию в отношении Москвы и Тегерана, исключить их из архитектуры региональной безопасности, что само по себе создает угрозу для этой самой региональной безопасности.

Как известно, сразу после 44-дневной войны Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с инициативой формирования платформы «3+3», предполагающую участие в процессах трех региональных и трех нерегиональных государств. С этой платформой согласились все основные участники процесса, и в ее рамках уже прошли соответствующие переговоры.

В то же время, из слов американского чиновника явственно следует, что США заинтересованы в приостановлении развития контактов в рамках этой платформы, которая, к слову сказать выступает против вовлечения в региональные дела внерегиональных игроков.

Конечно же, такой однобокий подход не принимает во внимание интересы стран региона, в частности Азербайджана, президент которого и инициировал формирование данной платформы.

Неслучайно, на следующий день МИД Азербайджана в жесткой форме отреагировал на это заявление, подчеркнув что формат «3+2» (Азербайджан-Армения-Турция-Россия-Иран) является приоритетом для безопасности региона. В этой связи любые комментарии, подрывающие указанные усилия, неуместны.

Во время слушаний помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен также заявил, что его страна не будет оказывать военную и другую помощь Азербайджану, пока не будет достигнут прогресс в переговорах о мире с Арменией.

«Мы четко заявили, что после событий 19 сентября (когда Азербайджан провел антитеррористические мероприятия локального характера) ничего не будет как обычно с Азербайджаном, пока мы не увидим прогресса на пути к миру. Именно поэтому мы отменили несколько встреч на высоком уровне, осудили действия», – сказал О'Брайен.

Он отметил, что США не будут продолжать приостановление 907-й поправки, которая запрещает прямую помощь Азербайджану, «если не будет достигнут прогресс в азербайджано-армянских мирных переговорах».

В продолжение темы Сенат США принял законопроект S.3000, именуемый «Актом о защите Армении 2023 года».  Как сообщаетcя на сайте Сената, документ предусматривает отказ от приостановки действия 907-й поправки к «Закону о поддержке свободы» и запрет на оказание военной помощи Азербайджану.

Вот почему на фоне всех этих антиазербайджанских шагов совсем уж нелепо выглядело приглашение глав МИД Азербайджана и Армении на очередную встречу в Вашингтоне 20 ноября.

Вполне естественно, что МИД Азербайджана не только отказался от этой встречи, но в самой жесткой форме подверг критике высказывание американского дипломата.

Такая явная проармянская позиция США выводит Вашингтон из списка потенциальных посредников, ставит его на один уровень с Парижем, а в условиях отказа Армении принимать участие в переговорах при посредничестве Москвы, фактически срывает возможность подписания мирного договора в ближайшей перспективе.

Ответственность за полномасштабный кризис в отношениях между США и Азербайджаном, таким образом целиком ложится на американскую сторону.