3-4 ноября состоялся визит министра иностранных дел Германии Анналены Бербок в Армению и Азербайджан. Он стал первым визитом А. Бербок в регион. Его можно назвать также ответной реакцией Берлина на фактическую приостановку переговоров между Азербайджаном и Арменией по мирной повестке на европейской площадке. После того как неуклюжие попытки Парижа вмешаться в переговорный процесс, который проводился  при посредничестве главы Евросоюза Шарля Мишеля свели к минимуму его результативность, Германия выступила в качестве стороны, которая взялась восстановить европейское посредничество.  А заодно и укрепить свое положение в регионе Южного Кавказа.

Отказ главы германского МИД совершить «визит поддержки» вместе с министром иностранных дел Франции Катрин Колонны в начале октября этого года продемонстрировал желание Берлина оставаться независимым политическим игроком и не сопрягать свои интересы с интересами Франции, которая по сути примеряет на себе роль «локомотива» европейской политики в регионе.

Судя по всему, в руководстве Германии четко отделяют свои интересы от интересов Парижа и стремятся зафиксировать их через прямые переговоры с Баку и Ереваном, при этом убедив их не отказываться от европейского посредничества.

При этом, ряд противоречивых заявлений, высказанных в последнее время самой Анналеной Бербок и вызвавших раздражение в Баку, скорее всего могут быть нейтрализованы последующими шагами. При условии, конечно, что они будут учитывать и азербайджанскую позицию.

Между тем, находясь в Ереване германский министр не выступила со сколько-нибудь раздражающую азербайджанскую сторону заявлениями. Более того, говоря о желании диверсифицировать поставки энергоресурсов в Германию Анналена Бербок сказала, что и Армения заинтересована в этом. «Германия существенно зависит от России в энергетическом плане, и Армения тоже зависит, и изменить это за один день невозможно. Мы также понимаем, насколько Армения зависит от России. Мы знаем, что нам нужны сильные партнеры, чтобы уменьшить зависимость. Германия избавляется от этой зависимости. Нам нужны новые проекты, новая инфраструктура для обеспечения энергетической безопасности», - сказала министр иностранных дел Германии, добавив, что такой инфраструктурой может стать проект «Черноморский кабель».

Очевидно имеется ввиду кабель по доставке зеленой энергии из Азербайджана в Европу, на продолжении которого вплоть до Германии надеется руководство этой страны. Более того, в предложении главы германского МИД чувствовался также намек Еревану воспользоваться возможностью и рассмотреть вариант получения газа из источников в соседних странах, в частности – в Азербайджане.

С другой стороны, находясь в Ереване А. Бербок высказалась за «увеличение» и «укрепление» европейской наблюдательной миссии в Армении. Более того, уже в Баку она назвала города Шуша и Ханкенди на армянский лад. Азербайджанская сторона расценила это в качестве явного проявления симпатий к армянской позиции, а глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов указал своей германской коллеге на необходимость указывать азербайджанские топонимы на азербайджанский лад.

Во время переговоров с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым тема двустороннего взаимодействия между Германией с одной стороны и Арменией и Азербайджаном – с другой, выделялась особо.  При этом тема расширения торгово-экономических связей Германии со странами Южного Кавказа была одной из центральной.

Это и не случайно. Согласно статистическим данным за 2022 год товарооборот между Азербайджаном и Германией составил более $1,25 миллиарда, из которых $591,3 миллиона пришлось на азербайджанский экспорт, а $663,5 миллиона - на импорт. За последний год Германия заняла 8-е место в общем объёме внешней торговли Азербайджана.

Что касается Армении, то в списке приоритетных внешнеторговых партнеров этой страны Германия занимает 4 место с товарооборотом превышающим $500 млн. Однако торговля с этой страной выглядит менее сбалансированной. Экспорт из Армении в Германию в 2022 году составил $106, 1 миллиона, тогда как импорт составил $457 миллионов.

Как видно из показателей товарооборот Германии и Азербайджана более чем вдвое превосходит аналогичные показатели с Арменией. А если прибавить этому показатели взаимной торговли Германии и Грузии, превышающие по итогам 2022 года $600 миллионов, то можно говорить о том, что объемы торговых операций между Германией и Азербайджаном превышают объем суммарной торговли Германии с двумя другими странами Южного Кавказа.

Конечно, региональные интересы Берлина не ограничиваются лишь странами Южного Кавказа. Они простираются и дальше на восток – Центральную Азию.

В сентябре в Берлине состоялся первый саммит Германия-Центральная Азия, где германская сторона четко зафиксировала свои интересы, дав понять, что центрально-азиатский регион с некоторых пор имеет стратегическое значение для Берлина. А поскольку единственная эффективная коммуникация, связывающая ЕС, а значит и саму Германию, со странами этого региона пролегает через Южный Кавказ, то заинтересованность германского руководства в укреплении здесь своих позиций нетрудно объяснить.