Кризиса подобного уровня, который разворачивается из-за отказа официальной Москвы открыто признать вину и взять на себя ответственность за крушение 25 декабря летевшего в Грозный самолета AZAL, азербайджано-российские отношения не знали, пожалуй, со времен обретения независимости.

Даже жестокая расправа над мирным населением введенным в Баку карательным контингентом советской армии в январе 1990 года в Баку (Чёрный январь), в результате чего 147 азербайджанских граждан стали шехидами, 638 человек получили ранения и травмы, хотя и не позабыта, не стала препятствием для налаживания добрососедских отношений и всеобъемлющего сотрудничества с правопреемницей СССР – Российской Федерацией.

Менее значимые кризисы в отношениях были и в последующие годы. Так, в 2001 году был дипломатический кризис из-за российской радиолокационной станции в Габале, в 2016-м – кризис доверия из-за военной поддержки Армении, в том числе даже, пусть и не демонстративной - в 2020-м в ходе Второй Карабахской войны, и после ее завершения из-за превышения введенными в Карабах российскими миротворцами своих полномочий, невыполнения возложенных на них обязанностей и даже поддержки ими карабахских сепаратистов, ситуации вокруг Лачинского коридора.

Периодически возникали проблемы на пропускных пунктах РФ на российско-азербайджанской границе, задерживались грузовые автомобили с овощами, транспортируемыми из Азербайджана в Россию, создавались препятствия для деятельности азербайджанской диаспоры в России и даже Минюст РФ подал иск в Верховный суд об аннулировании регистрации Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Но Баку и Москва всегда находили в себе силы, чтобы достичь взаимопонимания и преодолеть все разногласия, и даже подписали 22 февраля 2022 года Московскую декларацию о союзническом взаимодействии. Которая, кстати, предполагает союзнические отношения во всех сферах.

Поэтому тем более непонятно, почему российская сторона не принимает абсолютно обоснованные требования Азербайджана о признании вины за крушение самолета и выявлении и наказании виновных в трагическом инциденте в воздушном пространстве России даже после того, как было доказано, что причиной крушения азербайджанского пассажирского самолета в Актау, в результате которого погибли 38 человек, стало предварительное поражение российской системой ПВО "Панцирь-С" при подлете к городу Грозный?

Почему всегда так трудно российским официальным лицам признать вину и извиниться за ошибку (нам хотелось бы верить именно в эту версию). Это же просто вопрос эмпатии и сопереживания людям страны, которую вы называете стратегическим союзником. Зачем вынуждать государство, добрая половина населения которого владеет русским языком, никогда, даже с учетом факта участия российского 366-го мотострелкового полка в Ходжалинской резне, в результате которой были зверски убиты 613 мирных азербайджанцев, не формировавшее и после этого неприязнь к русским, обращаться в Международный суд?

Баку, кстати, открыт к диалогу даже на этом этапе, но с условием, чтобы Москва признала свою вину и приняла ответственность.

Откуда такая предвзятость? Почему российские официальные лица, эксперты и СМИ продолжают отрицать причастность к инциденту и пытаются возложить вину на экипаж даже зная, что азербайджанские власти располагают сведениями о лицах, отдавших приказ и совершивших выстрелы по самолету AZAL, а также о типе оружия?

Откуда такое презрение и высокомерие, которое вызывает у нас непонимание и глубокое сожаление. Впрочем, Россия не признала вину и за сбитый ракетой из ЗРК "Бук" над Донбассом 17 июля 2014 года пассажирский лайнер Boeing 777 малайзийской авиакомпании из Амстердама в Куала-Лумпур, в результате чего погибли 298 человек.

Но, возможно, в той ситуации была, оправданная или нет – другой вопрос, политическая мотивация в свете российско-украинского конфликта. Почему же с дружественным Азербайджаном российская сторона ведет себя так неуважительно и цинично?

Разве не в Азербайджане из всех трех государств Южного Кавказа, еще до подписания Московского меморандума в 2022 году, несмотря на всеобъемлющую поддержку Россией Армении на протяжении всех 30 лет армяно-азербайджанского конфликта, русский язык, причем не по насаждению сверху, не по воле официальных властей, а исходя из индивидуальных, социокультурных, национальных и цивилизационных предпочтений самих азербайджанцев, остается главным иностранным языком общения?

Причем, в отличие от некоторых постсоветских стран, в Азербайджане русский язык не воспринимается как угроза национальной идентичности. Русский язык остается интересен рядовому азербайджанцу сугубо благодаря присущей ему внутренней культуре и мультикультурализму и толерантности нашего народа, из уважения к историческим традициям, связывающим нас с северным соседом, из понимания, что исторически это язык межнационального общения и средства для приобщения к русской литературе и культуре.

Оценила ли хоть раз Россия толерантность Азербайджана к русскому языку? Вопрос риторический…

Несмотря на все вышеперечисленное, вместо извинений и наказания виновных, из России в ответ на разоблачение «Русского дома», в стенах которого параллельно с продвижением «русского мира», по сообщениям СМИ расцвел и шпионаж, звучат угрозы и оскорбления в адрес Азербайджана устами депутатов и пропагандистов и призывы закрыть азербайджанские диаспорские организации в России, ограничить бизнес, выдворить нелегалов, а легально проживающих поставить на военный учет и отправить на фронт.

Азербайджан, естественно, предпринял решительные действия и запретил въезд в страну «лицу» российской думы депутату Николаю Валуеву. Кстати, это не первый случай включения депутатов Госдумы России в список нежелательных лиц – ранее в этот список за антиазербайджанские высказывания были внесены первый заместитель председателя комитета по делам СНГ Госдумы Константин Затулин и заместитель председателя комитета по защите семьи Виталий Милонов.

Однако и это не все. По информации прокремлевского телеграмм-канала «Незыгарь», в Совбезе РФ с участием профильных ведомств рассматривают варианты ответных мер «на агрессивную эскалацию со стороны Баку, которая противоречит духу и букве заключённых договоров и соглашений между странами, включая Договор о союзническом взаимодействии от 2022 года». Мы согласны, но ведь противоречат тому действия не Баку, а Москвы.

Нас пугают выдворением азербайджанских трудовых мигрантов, блокированием их денежных переводов, прекращением поставок зерна, молочной продукции и прочего продовольствия, исключением морского порта Баку из транспортного коридора «Север-Юг», блокированием поставок азербайджанской нефти в Европу через Новороссийск и, наконец, пробуждением лезгинского сепаратизма в северном регионе Азербайджана.

Но все это мы уже проходили, сегодня Азербайджан экономически независимая и самодостаточная страна, имеющая разветвленные экспортно-импортные торговые связи с множеством других партнеров, поэтому таковые угрозы для страны критической опасности не представляют, а экспорт азербайджанской нефти через Новороссийск не превышает даже 1 млн тонн в год, а в 2022 году составил всего 600 тыс. тонн, между тем - только в 2023 году Азербайджан экспортировал 26 млн тонн. Что же касается «лезгинского сепаратизма», таковую провокацию недавно в корне пресекла Служба госбезопасности Азербайджана, ликвидировав 8 и задержав 6 участников группы, связанных с “Лесными братьями”.

Так в чем же причина такого нагнетания ситуации? Неужели корень проблемы лежит всего лишь в имперском сознании российской власти, считающей ниже своего достоинства признание вины и извинение перед меньшей по масштабам сопредельной страной, некогда бывшей частью империи, но которую в числе всех других бывших советских республик все еще считают, выразимся мягко, зоной своего влияния? Или не хотят создавать прецедент?

Но ведь величие не в презрении и не в высокомерном отношении к меньшим по географическим размерам и численности населения странам, а в способности видеть в них равного себе партнера, коли уж есть у тебя потребность быть с ними в союзнических отношениях.

Тем более, что Азербайджан, в отличие от многих других партнеров России, самодостаточное, истинно независимое ни от кого ни политически, ни экономически, государство, много раз доказавшее свою субъектность. Потому и требует к себе соответствующего своему статусу отношения. Ровно так же, как поступает сам в подобных ситуациях. Разве официальный Баку мгновенно не признал вину и не извинился за сбитый по ошибке 9 ноября 2020 года российский вертолет у границ Нахчывана, приняв его за армянский? Хотя можно было выдвинуть встречные претензии к российской стороне - почему в ходе военных действий, а это произошло в период Второй Карабахской войны, российский вертолет там оказался и что там делал?

Как сказал один из великих мыслителей периода французского романтизма Виктор Мари Гюго – «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».

Согласимся, с нравственностью у северного соседа серьезные проблемы. Иначе не посыпался бы на приверженный сохранению последовательно стабильных и уравновешенных добрососедских отношений с Россией Азербайджан шквал необоснованных и незаслуженных обвинений и оскорблений из уст политиков, депутатов, пропагандистов и патриотов.

Неужели не понятно, что такая иррациональность в отношениях с ближайшим соседом и союзником вызывает отторжение, в том числе внушительной русскоязычной части азербайджанского народа. Кстати, и здравомыслящей части самого русского. Не все в российском обществе солидарны с российскими политиками и пропагандистами - существует и прагматичный взгляд на происходящие процессы. В этой связи сошлемся на весьма интересную подборку мнений рядовых россиян, опубликованных изданием РадиоСвобода 7 февраля в рубрике «Цитаты свободы».

Андрей Никулин:

- А после подобной реакции РФ на катастрофу авиалайнера с последующей медийной атакой на Баку кто-то ожидал иного ответа? Особенно после того, как Азербайджан разобрался с Нагорным Карабахом, вытеснил со своей территории российских миротворцев и считает себя гегемоном на Южном Кавказе.

Отчитывать соседей с расчетом на то, что они выслушают все молча и с благодарностью – раньше, конечно, получалось. Но меняются и времена, и вес России, и уверенность в себе и своих силах соседних государств.

Вообще-то все это называется «многополярным миром». Ты сам этого хотел, Жорж Данден. Так к чему же обижаться и удивляться?

 

Георгий Бовт:

- Шанс на разрешение коллизии остается, но она явно не разрешится до того, пока не разрешится к обоюдному удовлетворению инцидент с азербайджанским самолетом.

 

Анатолий Несмиян:

- Путин, как сообщали СМИ, действительно, извинился, но лишь за то, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России». Никакой ответственности за случившееся он не признавал. То есть, если бы сбили где-то над Каспийским морем, то вообще никаких проблем и извинений?

Человеческая жизнь не стоит для этих людей ничего.

Здесь в чистом виде неспособность к элементарному сопереживанию, нулевая эмпатия на высшем уровне. Со времен саркастической ухмылки и слов со смешком «Она утонула» не изменилось ничего – человеческая жизнь не стоит для этих людей ничего. Зеро. Ноль. Они даже не понимают, как вести себя в подобных ситуациях.

Константин Калачёв:

- Мы имеем многочисленные публикации на тему того, что Баку просто воспользовался поводом для обострения отношений с РФ, что ухудшение отношений является не ситуативным, а системным, что Баку – это пантюркизм и враждебность. Мотает спикеров изрядно. Ведь еще недавно плохими были «неблагодарные» армяне, а возвращение Карабаха в Азербайджан воспринималось с пониманием. Создается ощущение, что повод был нужен как раз тем, кто сейчас призывает срочно надавить на азербайджанскую диаспору.

Безотносительно к теме миграции и роли диаспор в жизни страны, хочу сказать, что в итоге так можно остаться не только без союзников и друзей, но даже партнеров. Кого только из соседей по постсоветскому пространству у нас не обличали? Кажется, все успели хоть раз побыть «плохими».

Может просто надо научиться ставить себя на место других, понимать их мотивы, может иногда стоит попытаться посмотреть на проблемы их глазами?

И тут хочется воскликнуть – где тот Моисей, который вытеснит из сознания и души россиян глубоко засевшее там чувство превосходства своей нации над другими народами? Иначе, как предрек в свое время американский политолог, социолог и государственный деятель Збигнев Бжезинский относительно российско-украинского конфликта - «получив Крым, Россия потеряет Украину, так как вызовет мощную националистическую реакцию против Москвы», то же самое случится и с отношениями России и Азербайджана. Параллель очевидна - не извинившись за вину в авиакатастрофе азербайджанского самолета, Россия рискует потерять такого друга, как Азербайджан.

Гордыня, согласно христианской вере, самый главный и великий порок, стала движущей силой враждебности и просчетов кремлевских властителей в отношении конкретно этого трагического происшествия. Главная проблема России в ее отношениях с соседями в ее великодержавности, высокомерии и надменности.

Однако, не учитывая этнопсихологическую характеристику азербайджанского народа, присущие ему чувство справедливости и гордости, россияне ошибочно интерпретируют терпение и доброжелательность нашего народа как слабость. Но мы гордый и сильный народ, с равным уважениям относимся ко всем своим соседям, партнерам и союзникам, в то же время требуем такого же отношения к себе.

Мы тот народ, который исходя из законопослушности и доверия к международным институтам, почти 30 лет терпеливо ожидал выполнения четырех резолюций ООН, предполагающих незамедлительное освобождение оккупированных земель Азербайджана, но не дождавшись справедливого решения проблемы, выстроив сильное государство и армию, освободил из-под пяты армянских агрессоров оккупированный Карабах.

Мы требуем уважения к себе и к памяти погибших в результате ракетного удара по нашему самолету. И мы не позволим никакого высокомерия в отношении себя. Не стоит превращать партнеров в заклятых врагов.