На неделе Казахстан, Узбекистан и Туркменистан назначили послов в Республике Кипр (греческий Кипр). Этот шаг последовал за тем, как три члена Организации тюркских государств (ТДТ) на саммите с Европейским союзом в Самарканде 4 апреля пообещали соблюдать резолюции 541 и 550 Совета Безопасности ООН, осуждающие декларацию 1983 года о создании Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).
Говоря о подготовке к данному шагу следует отметить, что еще в январе текущего Казахстан первым объявил о своем решении, договорившись с Кипром об обмене послами и открытии посольств. Узбекистан аккредитовал своего посла в Италии на Кипре в декабре 2024 года, что стало его первым дипломатическим назначением на остров с момента установления связей в 1997 году.
- Туркменистан последовал примеру 31 марта, также аккредитовав своего посла в Италии на Кипре.
- Дипломатические шаги были завершены непосредственно перед саммитом ЕС и Центральной Азии 3–4 апреля, который проводил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в Самарканде.
В турецких медиа, а также экспертном сообществе неоднозначно восприняли этот шаг. Большинство выводов склонялось к тому, что он приведет к изменению региональной расстановки сил и бросает вызов политике Анкары в отношении Кипра.
Как известно, в последние годы турецкая сторона настойчиво предлагает включить Северный Кипр в формат тюркского сотрудничества, сделать его непосредственным участником тюркского диалога. По инициативе Анкары президент Турецкой Республики Северного Кипра (ТСРК) действительно является участником всех последних формальных и неформальных саммитов Организации Тюркских Государств (ОТГ). ТСРК была принята в качестве члена-наблюдателя в данный формат. Северный Кипр также активный участник программ и проектов гуманитарного сотрудничества в рамках ОТГ. Этот факт выступал одним из основных раздражителей для Брюсселя, который усматривал в нем желание тюркских стран рано-или поздно признать независимость ТСК. Вполне очевидно, что Республика Кипр и Греция выступали в качестве стран, которые постоянно будировали данную тему на общеевропейском уровне.
Однако, в силу политических обстоятельств, связанных с позицией центрально-азиатских стран по признанию территориальной целостности всех государств, в частности стран ЕС, из-за нежелания идти на обострение отношений с Евросоюзом, государства региона всегда признавали Республику Кипр в границах всего острова, и не рассматривали северную его часть в качестве полноправного субъекта международных отношений. Поэтому открытие посольств центрально-азиатских стран в Никосии с их сторона не рассматривается как нечто, нарушающее собственные обязательства или принципы. При этом все они всегда выступали за политическое урегулирование кипрской проблемы на основании принципов, планов и решений ООН. В том числе с учетом интересов и обеспечением прав турков-киприотов.
Турецкому правительству такая позиция хорошо известна. Поэтому оно старается не педалировать напряженность и, скорее всего будет доводить свое недовольство по неофициальным каналам или непубличными методами. При этом ожидать полномасштабного кризиса в отношениях между Анкарой и ее центрально-азиатскими партнерами не приходится. В повестке многостороннего диалога, в частности в рамках ОТГ слишком много принципиальных тем, затрагивающих интересы всех стран, чтобы сделать их заложниками северо-кипрской проблемы.
Несколько иначе дело обстоит с Азербайджаном. Отношения Баку и Евросоюза продолжают оставаться напряженными в частности по причине откровенных симпатий Брюсселя Армении. Долгое время ЕС, большинство стран Евросоюза, включая Кипр и Грецию хотя и поддерживали территориальную целостность Азербайджана, все же старались не акцентировать на принадлежности Карабаха Азербайджанской Республике. В целом ряде европейских формулярах и документах посвящённых теме армяно-азербайджанского урегулирования Карабахский регион Азербайджана и окрестные районы обозначался как «спорные территории».
Требования Баку изменить эту практику не приводили к ожидаемому им результату. Теперь, в ответ на эту позицию, азербайджанская сторона не считает себя связанной в отношении северо-кипрской тематики. Официальную позицию по данному вопросу в открытой форме выразил президент Ильхам Алиев в ходе выступления на международном форуме «К новому мировому порядку» в Университете АДА.
«Мы всегда рядом с нашими братьями. Наша политика всегда была ясной. У нас нет другой повестки дня в этом вопросе. Мы думаем только о том, как можем помочь нашим братьям, чтобы они могли сохранить свое государство. Они заслужили это историей и своими делами», - добавил глава азербайджанского государства.
Напомнив, что когда Генеральный секретарь ООН объявил о референдуме, турецкий Кипр проголосовал за объединение, а представители греков-киприотов проголосовали против, президент отметил: «Посмотрите, что произошло? Греческий Кипр был принят в Европейский Союз. Это справедливо? То есть это был наглядный пример двойных стандартов, и политики не хотят об этом говорить. То есть они не хотят головной боли, потому что если они будут об этом говорить, то у них могут возникнуть и другие неприятные проблемы. Поэтому я хочу заверить наших братьев на Северном Кипре, что мы всегда будем с ними, чтобы их страна утвердилась как независимое государство и была признана международной общественностью».
Последнее свидетельствует о том, что и в этом вопросе официальный Баку предпочитает руководствоваться международным правом и в рамках существующих международно-правовых механизмов содействовать обретению ТСРК своей независимости. Напомним, что к настоящему времени Азербайджан также не признал Северный Кипр независимым государством.
Спустя несколько дней 11 апреля на полях Анталийского дипломатического форума состоялась встреча Ильхама Алиева с президентом Турецкой Республики Северного Кипра Эрсином Татаром. Эрсин Татар выразил главе азербайджанского государства признательность за солидарность и поддержку Турецкой Республики Северного Кипра, а также слова, сказанные им на международном форуме, состоявшемся в Университете АДА несколько дней назад.