­­­­­23 июня было совершено вооружённое нападение на два православных храма и две синагоги, расположенные в Махачкале и Дербенте. По предварительным оценкам, погибли не менее 15 полицейских и пятеро мирных жителей, в том числе православный священник, прослуживший в дербентском храме 40 лет.

По данным региональных властей, число раненых оценивается в 46 человек. В ходе перестрелки также погибли, по меньшей мере, шесть террористов. В Сергокале, селе между Махачкалой и Дербентом, вооруженные лица также открыли огонь по автомобилю с сотрудниками полиции, ранив одного. Эти атаки стали первыми вооруженными инцидентами в Дагестане более чем за год. Возросший уровень агрессии действительно влияет на настроения людей. Уровень насилия в России в целом заметно вырос — это отмечают все эксперты. То есть везде растет агрессия и фрустрации — а на многонациональном Северном Кавказе, где годами стало много неразрешенных проблем, это особенно заметно.

Стоит отметить, что нападение произошло в один из самых значимых христианских праздников — Троицу, что подтверждает сложившееся утверждение об «уязвимости» данного региона. Характеризуя Северный Кавказ данным термином, здесь необходимо напомнить, что в октябре 2023 г. несколько сотен человек штурмовали самолет в аэропорту Махачкалы, требуя не допустить на территорию Дагестана евреев и граждан Израиля.

И, возможно, объединяющим фактором этих событий является то, что оба эпизода управлялись из единого центра.

Следовательно, нападение на полицейский пост, синагогу и церковь во время воскресной террористической атаки показывает, что основная цель террористов и тех, кто заказал террор, - создать хаос в регионе.

Однако, прослеживать здесь какую-либо «антисемитскую риторику» будет неверным, так как в том же Дагестане есть община горских евреев. Еврейская община Дагестана считается одной из старейших в мире, в республике действуют пять синагог, в том числе большая синагога в Дербенте Келе-Нумаз.

Нападение на синагогу и христианские храмы в Дагестане, атака на мирных жителей на одном из пляжей – в принципе является неорганизованным и не скоординированным действием, как и в торговом центре «Crocus City». Уже тогда было ясно, что заинтересованные в данном процессе силы на этом не удовлетворятся. Однако три месяца назад российская служба внутренней безопасности, ФСБ, сообщила, что ей удалось предотвратить заговор ИГ с целью нападения на московскую синагогу. Во время терактов 23-24 марта, погибло более 100 человек, а ответственность за теракт взяло на себя Исламское государство (ИГ). Ответственность за нападения в Дагестане взял на себя «Вилайет Кавказ», являющийся очередным «филиалом» также ИГ, и, кроме прочего, на этот раз подожгли синагогу.

Как известно, прошедшая неделя была рекордной по атакам ВСУ на российские НПЗ. Ударам с воздуха подвергались и другие промышленные объекты в Краснодарском крае, в том числе Туапсинский НПЗ и нефтехранилища в Новороссийске. Кроме того, вооружённые силы Украины нанесли удар по российской военной инфраструктуре в Севастополе. Одновременно с перечисленными событиями произошла серия терактов в Дагестане.

Интересным является и то, что при этом депутат государственной думы от Дагестана Абдулхаким Гаджиев не замедлил заявить, что «за нападениями в республике стоят спецслужбы Украины и стран НАТО». И власти Дагестана, и Кремль объясняют случившееся провокацией Запада. Буквально несколько месяцев назад после теракта в Москве, российские СМИ заявляли об "украинском следе".

Однако, после того как логически эту версию обосновать стало невозможно, о теракте "забыли", хотя новые детали о нём периодически выскакивают на просторах росмедиа.

В этой связи американский эксперт Хэрольд Чемберс назвал нарратив, связывающий Украину с террористами с Ближнего Востока «абсурдной натяжкой». Попытки увязать терроризм с Украиной выглядят малоубедительными, уверены наблюдатели. 

Так, или иначе, попытки связать эти события друг с другом российские власти не прекращают. Главный раввин РФ Берл Лазар прокомментировал это событие, назвав, фактически, провокацией, учинённой в целях «разрушения единства между россиянами разных вероисповеданий» и призвал к уничтожению всех террористов, совершивших нападение в Дагестане, необходимо уничтожить.

Вместе с тем, в Дагестане, где проживают представители около сотни различных этнических групп (включая коренные этносы и происходящие от них более двух десятков субэтносов), десятилетиями тлеют межэтнические конфликты. При наличии не самых благополучных экономических условий, в республике подобные события будут повторяться. Дагестан является субъектом РФ, в котором пропасть между богатыми и малоимущими особо велика.

Около половины миллиона жителей республики живут за чертой бедности. Эта пропасть между богатством и бедностью является питательной средой для радикализма любых форм и роста социальной напряженности. 24, 25 и 26 июня объявлены днями траура в Дагестане. Соответствующий указ подписал Сергей Меликов. А национальный антитеррористический комитет ввел режим антитеррористической операции на территории республики. Эксперты утверждают, что в связи с тем, что возможность террористических актов всё равно сохраняется, руководство республики должно сделать правильные выводы из произошедших событий, не провоцирую пробуждения радикализма в столь «чувствительном» регионе.