Турне по южно–кавказским странам государственного министра Великобритании по европейскому соседству и вопросам Америки госпожи Венди Мортон в феврале этого года, стало одним из важнейших политических событий, предопределившее новую историю во взаимоотношениях между Лондоном и странами Закавказья. 

Важно отметить, также что это был первый официальный визит британского чиновника высокого уровня в регион в пост-военный период в Карабахе. Также привлекает внимание, что госпожа Мортон первое официальное лицо, посетившая южно-кавказские страны после Brexit.  

Очевидно, что Лондон после выхода с ЕС решил  вести независимую политику, расширяя свое влияние в зоне исторических и экономических интересов.

В этом смысле,  вторая Карабахская война стала некой точкой отсчета для нового подхода разных центров сил к региону. Не удивительно, что первый визит Мортон был Баку. Объединенное Королевство  с первых лет после обретения независимости Азербайджаном обратила свои взоры на богатые энергоресурсы Каспия.

Компания BP еще в 90-е годы прошлого века взяла на себя ведущую роль в качестве оператора нефтегазовых и трубопроводных проектов в регионе, открыв путь к ресурсам региона для иностранного капитала.  Визит британского чиновника высокого ранга является ярким примером того, того, что Лондон намерен активизировать свою дипломатию на южнокавказском пространстве, в перспективе расширив свое присутствие в регионе как в экономической, так и политической сфере. Темы, затронутые Мортон в ходе визита  на встрече с главой  МИД Азербайджана и Президентом Ильхамом Алиевым  также говорят о том, что Лондон намерен усилить присутствие в регионе. 

Госпожа Мортон продвигала в послевоенном Баку такие вопросы, как развитие зеленой энергетики, а также защита прав женщин и борьба с гендерным насилием. Эти две темы интенсивно лоббировались как накануне визита, так и во время встреч Мортона с властями и гражданским сектором Азербайджана. Неудивительно, что британские компании заинтересованы

в развитии альтернативной энергетики в Азербайджане и, в частности, на освобожденных территориях.

«Великобритания готова поддержать переход Азербайджана к возобновляемым источникам энергии и достичь амбициозных климатических целей, включая дальнейшее сокращение выбросов углерода к 2030 году», - передала Венди Мортон послание президенту Алиеву.

Мнения, высказанные в ходе этого визита, и подписанные документы о сотрудничестве в различных областях еще раз показали, что с политической и экономической точек зрения Азербайджан является надежным партнером Соединенного Королевства на Кавказе и в Каспийском регионе. Великобритания также поддерживает интеграцию Азербайджана в европейское пространство.

Помимо прочего, британский министр пригласила Азербайджан присоединиться к Стамбульской конвенции.

«Соединенное Королевство является одной из ведущих стран в продвижении прав женщин и девочек и гендерного равенства, и поэтому призывает Азербайджан подписать Стамбульскую конвенцию, которая защитит женщин от домашнего насилия», - сказала Мортон. Из стран-членов Совета Европы только Россия и Азербайджан не ратифицировали эту конвенцию.  

Очевидно, Лондон после  Brexit действует в фарвартере политики США по усилению так называемого англо-саксонского присутствия в стратегических регионах планеты. Оба вопроса, которые поднимала в Баку Мортон  в своей повестке дня активно прорабатывали демократы, возглавившие Белый Дом в январе этого года. 

В связи с возвращением Соединенных Штатов к соглашению об изменении климата, после избрания Байдена президентом, развитие «зеленой энергетики», в частности на освобожденных территориях Карабаха, может стать подоплекой для долгосрочного диалога между Баку, Лондоном и Вашингтоном. Обсуждение в ходе визита госпожой Мортон вопросов  гендерного равноправия также нужно рассматривать в связке процессов в США. Администрация Байдена уже объявила гендерное и иное равенство приоритетом в своей политике, и это станет образцом для построения отношений с новыми странами.  

Помимо прочего, одной из важнейших на наш взгляд является интерес Лондона в сотрудничестве военной сфере, к чему вероятно способствовала победа Азербайджана во второй Карабахской войне.  

В ходе встречи с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым госпожа Мортон заявила,  что Лондон готов оказать помощь Азербайджану в разминировании территорий в Карабахе, освобожденных от армянской оккупации.

Впервые, в истории двусторонних связей между странами, Великобритания, помимо экономических интересов намерена принять участие в разработке военных связей. 

Фактически вторая страна НАТО, после Турции предъявило желание принять участие в новой геополитической конфигурации региона. Учитывая традиционное присутствие Лондона в глобальных энергетических проектах региона, то у Лондона весьма неплохие  шансы стать одним из участников в восстановлении освобожденных территорий.  

При чем, Лондон доказал свою поддержку Азербайджану не на словах, а конкретными  шагами, так как именно Великобритания заблокировала принятие резолюции Совбеза ООН по Карабаху в интересах Баку.

О возрастающем интересе Лондона к региону говорит и визит Венди Мортон в Грузию, где помимо экономических вопросов, обсуждались темы, которые являются камнем преткновения между Грузией и Россией в частности, речь идет о сепаратистских режимах в Южной Осетии и Абхазии. Лондон ясно дает понять, что отныне Южный Кавказ не только зона экономических, но и входит в обширное пространство военно-политических интересов. В ходе встречи с министром иностранных дел Грузии Давидом Залкалиани была отмечена важность „Стратегического диалога Уордропа“ (основная платформа для отношений между Грузией и Соединенным Королевством, охватывающая политический диалог, внешнюю политику, вопросы обороны и безопасности, торгово-экономические связи, образование и культуру, а также контакты между народами), особое внимание было уделено Соглашению о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между двумя странами. Залкалиани и Мортон обсудили ситуацию в регионе, вопросы безопасности на Черном море, сотрудничество в области кибербезопасности, а также ситуацию в оккупированных регионах.  Также было осуждена политика России в отношении оккупированных территорий, и поддержка инициативы Грузии о вступлении в Североатлантический Альянс. Очевидно, что Великобритания рассматривает Тбилиси в своих далекоидущих планах как плацдарм для политики противостояния против России.

Свой окончательный визит государственный министр Великобритании по вопросам европейского соседства и Америки совершила в Армению.

Госпожа министр хоть и заявила, что Армения является важным и ценным партнером Великобритании на Южном Кавказе, очевидно, что в отношениях с Южном Кавказом для Лондона Ереван является слабом звеном. Великобритания, в отличии от других европейских держав, не признала так называемый «геноцид армян османской империи», дабы сохранить теплые отношения с Турцией, которые в последние годы еще больше укрепились.

Мортон выразила свою поддержку инициативе ЮНИСЕФ и ПРООН в оказании помощи армянским общинам, пострадавшим из-за пандемии и Карабахского конфликта.

Были обсуждены проекты о переходе Армении на «зеленую» энергию и уменьшение количество выбросов вредных веществ в атмосферу.   Также была обсуждена постконфликтная ситуация в регионе.  Госминистр заявила, что поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ в мирном урегулировании данного конфликта и надеется на установления долгосрочного мира в регионе. Великобритания проявляет большой интерес в углублении своего влияния в Армении, увеличения экономической доли рынка, а также путем «мягкой силы» и  благотворительных проектов пытается улучшить свой имидж в Республике Армения.

Очевидно, что Великобритания использует апробированную систему «присутствия» в разных регионах мира, которых связывают с Лондоном исторические или экономические интересы  – так, британцы активны  в Индии, в Гонг Конге и наращивают присутствие в Сингапуре. Исходя из исторических реалий, Лондон, по сути, сделал ставку на рост своей мощи на Кавказе, оказав экономическую и политическую поддержку самой преуспевающей стране на Кавказе – Азербайджану. И не удивительно, что внешнеполитический курс Лондона терпит изменения после выхода страны из ЕС, ибо Великобритания в соответствии новой внешнеполитической парадигмой все больше будет наращивать свой взор  из Европы на Восток, и в частности в страны пост-советского пространства, укрепляя влияние англо-саксонского присутствия в регионе.

Синхронность стратегических целей  США и Великобритании говорит о том,  что однополярный мир, который олицетворялся мощью американской державы, возраждается теперь в виде глобального англо-саксонского присутствия в тандеме Лондона и Вашингтона. Вероятно, Объединенное Королевство вступает в новую геополитическую борьбу за Кавказ, стараясь вырвать регион из-под влияния России и Ирана.