2-3 августа Старший советник Госдепартамента США по переговорам на Кавказе Луи Боно посетил Южный Кавказ. Примечательно, что сообщается о его встречах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИД Джейхуном Байрамовым. Информации о встречах Боно с премьер-министром Армении и главой армянского МИД нет.

Визит совпал с напряженностью на Лачинской дороге и его основной целью могло быть желание определить степень угроз, исходящих от этой напряженности по отношению к договоренностям, достигнутым на последней встрече глав МИД в Вашингтоне. США заинтересованы в сохранении продуктивности вашингтонской площадки и стараются приложить усилия по недопущению срывов договоренностей достигнутых с таким трудом.

Неделей ранее МИД Азербайджана заявил, что министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян грубо искажает суть переговорного процесса, достигнутые договоренности и исторические факты. Согласно заявлению ведомства, Мирзоян в интервью СМИ озвучивал претензии к территориальной целостности и суверенитету Азербайджана, а также выступил с необоснованными спекуляциями.

Вслед за этим, МИД Азербайджана жестко ответил Пашиняну, который преподнес обстрел 15 июня со стороны Армении пограничников, поднявших Азербайджанский флаг на суверенной территории Азербайджана, на мосту Хакари, построенном Азербайджаном, как провокацию азербайджанской стороны.

Да и разные по характеру ответов интервью лидеров Азербайджана и Армении Euronews, также не создавали впечатление о том, что стороны сближают свои позиции. Это явно свидетельствуют о нарастании кризисных явлений в регионе, что не может сказаться и на переговорном процессе.

Тот факт, что в Ереване американский дипломат встречался лишь с главой совбеза Армении Арменом Григоряном вызывает ряд предположений. Тем более что известно, что и премьер-министр Никол Пашинян и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян были в тот день в Ереване. Однако  информации о встрече с ними не было, и скорее всего не по причине того, что армянская сторона желала сохранить в тайне контакты с Луисом Боно, а по причине того, что именно Григорян для представителя Госдепа был тем лицом, который представлял наибольшую важность, по крайней мере в свете поднимаемых им вопросов.

Армен Григорян, выходец из Карабахского экономического региона Азербайджана, является основным куратором проблематики карабахских армян в правительстве Армении, и вопросы связанные с транспортировкой грузов по Лачинской дороге, а также прочие темы, касающиеся отношения Еревана к ситуации сложившейся в зоне временной ответственности РМК на территории Азербайджана, предметно и подробно обсуждать лучше с ним. Помимо всего прочего, Секретарь Совета безопасности один из тех в руководстве Армении, кто открыто говорит о проблемах между Арменией и Россией, о том, что присутствие российских военных в Карабахе больше не является фактором стабильности[1].

Поэтому Григорян может рассматриваться в качестве наиболее подходящего собеседника на заданную тему, с кем можно обсуждать практические вопросы.

Лишь после посещения Армении и встречи с Арменом Григоряном, старший советник Госдепартамента США по переговорам на Кавказе отправился в Баку и имел встречи с азербайджанским руководством.

Боно мог привести Баку меседжи не только от Блинкена,  но и Григоряна в частности относительно смягчения пограничного режима на Лачинской дороге. Возможно это были некие конкретные предложения Баку.

Нельзя исключать, что американский дипломат озвучил в Баку примерно следующие предложения. Азербайджанская сторона смягчает пограничный режим на ППП «Лачин», пропускает «гумконвой», армянская сторона делает встречные шаги по разблокированию коммуникаций, в частности в районе Зангезура и смягчает риторику в отношении ситуации вокруг карабахских армян, давая понять, что не считает эту тему вопросом своей компетенции.  

При этом зная позицию Баку по данному вопросу, его крайне негативное отношение к любым формам давления, Вашингтон, скорее всего предпочитает путь осторожного «продавливания» своих инициатив нежели действия в жестком ключе.

Предпринимая усилия по снижению противоречий между Баку и Ереваном Соединенным Штатам важно выработать более успешную повестку переговоров с расчетом на конкретные положительные результаты.

Американская администрация, где сильны позиции проармянских лоббистов пытается решить две основные задачи: продвинуться в переговорах по мирному соглашению, сохранить влияние на ту часть армянского политического сообщества, которое настроено на активизацию прозападного курса своей внешней политики.

Последнее, не менее важно для Вашингтона, ведущего к тому же геополитическое соперничество с Москвой за сферы влияния на Южном Кавказе[2].

Поддержка армян и Армении является важным составным элементом этого соперничества. Ведь Армения единственная страна в регионе, которая находится в орбите фактического влияния России. Это единственная страна на Южном Кавказе, которая является участником интеграционных объединений, исключительную роль в которых играет Россия.

Еще в начале июля посол США в Армении Квин открыто заявила, что у американских властей есть очень «важные интересы» в Армении, связанные с поддержкой демократии. По всей видимости, с оглядкой на Россию она добавила, что Армения, как суверенное государство, вправе самостоятельно выбирать союзников и партнеров, дав понять что Вашингтон будет всячески способствовать выбору в пользу развития сотрудничества Армении с США[3]. Переговорный трек является одним из действенных средств по усилению этого внимания.

 


[1] «Ты не можешь в один прекрасный день проснуться и стать полностью независимым» https://novayagazeta.eu/articles/2023/05/13/a-esli-voina-togda-voina

[2] Long-distance nationalists. How the Armenian lobby has affected world opinion https://aze.media/long-distance-nationalists-how-the-armenian-lobby-has-affected-world-opinion/

[3] В США заявили о «важных интересах» в Армении https://lenta.ru/news/2023/07/04/armenia_usa/