Беларусь включила ядерное оружие в свою военную доктрину.  Министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Виктор Хренин заявил на заседании Совета безопасности Беларуси 16 января, что проект новой военной доктрины Беларуси впервые предусматривает применение российского тактического ядерного оружия, дислоцированного в Беларуси. 

Это первый раз, когда проект новой военной доктрины Беларуси предусматривает применение российского тактического ядерного оружия. 

Тактическое (нестратегическое) ядерное оружие (ТЯО) обычно относится к оружию ближнего действия; Это означает ракеты наземного базирования с дальностью менее 500 км  и средства воздушного и морского базирования с дальностью менее 600 км. 

В прошлом году Кремль объявил о размещении в Беларуси тактического ядерного оружия, не уточнив его количества. Россия заявила, что оставит за собой контроль над этим оружием, предназначенным для применения на поле боя. Было также отмечено, что речь идёт об оружии малого радиуса действия и сравнительно небольшой мощности.

Касательно целей открыто высказался  секретарь Совета безопасности Беларуси Александр Вольфович, отметив, что "размещение российского ядерного оружия на белорусской территории должно служить сдерживанию агрессии со стороны Польши, члена НАТО".

До распада СССР на территории Беларуси размещалось как тактическое, так и стратегическое ядерное оружие. 

Однако после обретения независимости Минск передал его Москве. В марте 2023 года президент РФ Владимир Путин объявил о намерении перебросить в республику часть российского арсенала ТЯО, объяснив это политикой США.

«Мы не передаем Беларуси наше тактическое ядерное оружие, но разместим его и обучим военных, как США в Европе», — подчеркнул Путин. После этого российское ТЯО в соседней стране было придвинуто к западным границам.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на этом фоне заявил о необходимости присоединиться к программе НАТО Nuclear Sharing, которая позволяет размещать ядерное оружие в странах альянса. «Вода камень точит, [мы] поговорим [об этом] с нашими союзниками», — отметил Моравецкий, добавив, что не хочет «сидеть сложа руки», пока Москва усиливает угрозу.

В Москве раскритиковали идею Варшавы. Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил, что «просьба о размещении в Польше ядерного оружия грозит только одним: такое оружие будет применено».

Летом прошлого года Россия допустила вывод ТЯО из Беларуси в обмен на отказ США от размещения своих боеголовок в Европе. 

К слову, США хранят в Европе и Турции порядка 150 своих ядерных бомб. Речь идет о различных модификациях бомб B61 мощностью 18 мегатонн, которые размещены на шести военных базах в пяти странах: в Германии (Бюхель), Италии (Авиано и Геди), Бельгии (Кляйне Брогель), Нидерландах (Волкель) и Турции (Инджирлик). Там для них построены специальные подземные хранилища. Их охрану в мирное время несут исключительно американские военные.

Ещё год назад никто и помыслить не мог, что, Беларусь обзоведется ядерным оружием. 

Тем не менее ситуация развивается стремительно. Вот почему важно уже сейчас учитывать сценарии, которые потенциально угрожают распространению ядерного оружия на нынешнем «европейском фронтире» — в Центральной и Восточной Европе.

Уже никто и не вспомнит, что на протяжении многих десятилетий начиная с 1950-х выдвигались идеи о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе (ЗСЯО в ЦВЕ) - главного потенциального поля боя в случае превращения холодной войны в горячую. При чем, выдвигались такие идеи неоднократно, главным образом со стороны социалистического лагеря. Свою лепту в попытки денуклеаризовать регион вносили и страны Северной Европы. 

Затем на волне эйфории всеобщего стремления к миру и разоружению тема ЗСЯО в ЦВЕ вновь была поднята в 1990-х гг. как в Восточной, так и в Северной Европе, однако отклика данные предложения вновь не нашли. 

Очевидно, мы пришли к конечной фазе, когда можно констатировать провал политики ядерного сдерживания в Восточной и Центральной Еровпе, что вероятно откроет "ящик пондорры" и приведет к активной нуклеаризации и размещением ТЯО уже на территории Польши и других странах региона.